В прошлом месяце Исследовательский центр Pew Research опубликовал результаты опроса, в ходе которого граждан 38 стран просили назвать самую серьезную угрозу для их нации. Эти данные также приводятся в серии статей Fareed's Global Briefing, посвященных наиболее опасным, по мнению американцев, угрозам. Как пишет CNN в статье The surprising reality of the ISIS threat, согласно последнему опросу Pew Research, несмотря на то, что борьба с ИГИЛ (запрещена в России) становится более успешной, группировка по-прежнему вызывает серьезные опасения у граждан большинства 38 стран, в которых проводилось исследование. Такая настороженность оправдана. Несмотря на все разговоры об одиночных атаках террористов, их действия на Западе гораздо более организованы и скоординированы, чем многие предполагают.
Ошибочно считать, что кровопролитие на улицах Лондона, Стамбула, Брюсселя, Парижа и Барселоны представляет собой агонию средневекового образования, которое терпит крах в Сирии и Ираке. Такой подход игнорирует долгую историю зарубежных операций ИГИЛ, в ходе которой были и взлеты и падения в плане владения недвижимым имуществом, предшествовавшие созданию так называемого ”халифата”. Основателю организации Абу Мусабу аль-Заркави не удалось взорвать химическую бомбу в центре Аммана, Иордания, в 2004 году, за год до того, как он организовал серию взрывов в отелях этого города, событие, которое иорданцы по-прежнему считают своим 11 сентября.
Более десяти лет назад, когда боевики сети, функционировавшей до создания ИГИЛ, разжигали войну в Ираке и нигде больше их деятельность не прослеживалась, европейские службы безопасности уже тогда предотвратили ряд терактов последователей Заркави на континенте. Боевики направлялись в Европу с целью создания ячеек и подготовки новых боевиков, рожденных на Западе, которые не должны даже покидать пределы своих родных стран.
Эта кампания представляет собой внешнеполитическую доктрину ИГИЛ. Она полностью соответствовала тщательно пропагандируемой тотальной войне группы против Запада, которая должна была вестись не только в пустынях Ближнего Востока, но и на улицах Европы и Соединенных Штатов.
Перебежчик из Амн-аль-Даула, внутренней разведывательной службы ИГИЛ, рассказал, что за несколько недель до парижских атак лично обучал двух французов арабского происхождения, которые впоследствии были отправлены обратно во Францию. Они добровольно вызвались участвовать в этом террористическом интернационале, выполняя функцию полуавтономных заграничных боевиков, которые по соображениям безопасности подчинялись только Штабу ИГИЛ.
Фактически штаб-квартира по планированию иностранных операций ИГИЛ, по крайней мере для атак в Европе, находилась сирийским городе Аль-Баб в провинции Алеппо. Ныне покойный официальный представитель ИГИЛ Абу Мохаммед аль-Аднани, который также был старшим должностным лицом, ответственным за Сирию, опубликовал свое печально известное наставление, в котором призвал всех мусульман, живущих на Западе, иногда называемом ”серой зоной”, убивать американских, европейских, австралийских и канадских невинных людей любыми средствами. Хотя Аднани стремился вдохновить тех, кто не был связан с его организацией, в Европе редко действуют террористы-одиночки. То, что на первый взгляд может показаться работой террориста, радикализированного идеями ИГИЛ, позже оказывается более тщательно организованной и скоординированной операцией, осуществленной внутригородскими ячейками, действующими на протяжении многих лет.
Именно так было организовано нападение на рождественскую ярмарку в Берлине в прошлом году, совершенное Анисом Амри, и атака в Барселоне на прошлой неделе.
Александр Мелеагро-Хитченс, директор по исследованиям в области экстремизма в Университете Джорджа Вашингтона и специалист по исламистскому террору на Западе, сказал, что ”только шесть из 38 терактов в Европе в 2014-2016 годах были действительно спланированы и выполнены террористами-одиночками”. Даже в Соединенных Штатах пятая часть из 38 внутренних нападений, вдохновленных идеологией ИГИЛ и совершенных в период с 1 марта 2014 года до 1 марта 2017 года, связана посредством той или иной формы общения с так называемыми ”виртуальными консультантами”, нанятыми ИГИЛ для того, чтобы обучать и оказывать материально-техническую поддержку потенциальным злоумышленникам онлайн.
Для обеспечения выживания за пределами своего псевдо-государства ИГИЛ также создала множество аванпостов в других странах, Афганистане, Ливии, России, Йемене, на Синайском полуострове, в Индонезии и Филиппинах, называемых вилайятами или провинциями. Это значит, что, несмотря на ободряющие заявления Пентагона, падение Ракки, так называемой столицы группировки, не будет означать исчезновение угрозы ИГИЛ для Европы или Соединенных Штатов.