Японский премьер-министр Синдзо Абэ прилетел в Москву на переговоры с Владимиром Путиным. Встреча, на которой будут обсуждаться вопросы, связанные с заключением мирного договора между двумя странами, пройдет уже сегодня. В последний раз он встречались на полях саммита "Группы двадцати" 1 декабря прошлого года в Буэнос-Айресе, а за две недели до этого - в Сингапуре. Такая интенсивность встреч подразумевает ускорение работы над мирным договором на основе Советско-японской декларации 1956 года.
В Москве исходят из того, что признание итогов Второй мировой войны –неизбежный и неотъемлемый фактор современной международной системы. Как пояснил на днях глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров Япония при поддержке Советского Союза в 1956 году стала членом ООН и ратифицировала Устав организации статья, 107 которого гласит, что все результаты Второй мировой войны незыблемы. "Поэтому мы ничего не требуем от Японии. Мы призываем привести практические действия наших японских соседей в соответствие с их обязательствами по Уставу ООН и Сан-Францисской декларации".
Между тем, как пишет Japan Today в статье Japan may accept Russia peace pact if it can get back 2 of 4 disputed islands, Синдзо Абэ примет мирный договор между двумя странами, если два из четырех контролируемых Россией островов, на которые претендует Япония, будут переданы правительству страны. Абэ, надеясь достигнуть широкого соглашения по вопросу о мирном договоре в этом году, сказал, что хочет потратить как можно больше времени на ”откровенные” переговоры с Путиным.
Новый подход к урегулированию территориального спора, который рассматривается на данный момент, знаменует собой отход от давней позиции Токио, направленной на возвращение всех островов возле Хоккайдо. Территориальный спор не позволяет двум государствам подписать послевоенное мирное соглашение. ”Это нереально”, - сказал высокопоставленный правительственный чиновник, имея в виду невозможность убедить Россию также передать Итуруп и Кунашир, два острова, на которые приходится 93% от общей площади спорной территории. Абэ, который хочет оставить дипломатическое наследие, урегулировав давний спор, во вторник проведет свой 25-й саммит с Путиным в Москве. Во время встречи в Сингапуре в ноябре Абэ и Путин договорились активизировать переговоры на основе совместной декларации 1956 года. Это вызвало предположения о том, что Абэ сосредоточится на передаче Шикотана и островной группы Хабомаи, прежде чем решать вопрос двух более крупных островов.
Но высокопоставленный чиновник, близкий к Абэ, сказал, что ”нет никакой вероятности, что господин Путин на это пойдет”. Он предположил, что премьер-министр все меньше надеется на то, что ему удастся обеспечить передачу сначала двух небольших островов, а потом и двух оставшихся. Похоже, Абэ согласился с тем, что дальнейшие призывы к возвращению Итирупа и Кунашира могут привести к стагнации продолжающихся переговоров и даже ослабить перспективу передачи двух небольших островов Японии.
Он может столкнуться с негативной реакцией своих избирателей, так как многие японцы считают, что новый подход подразумевает отказ от Итирупа и Кунашира, которые, как заявляет правительство, являются неотъемлемой частью территории Японии. После оценки общественного мнения Абэ, вероятно, примет окончательное решение относительно того, должна ли Япония заключить сделку с Россией на основе обеспечения передачи двух небольших островов.
Абэ хочет заключить широкое соглашение с Россией в июне, когда Путин, как ожидается, отправится в Японию на саммит G20 - стран с развитой и развивающейся экономикой. По словам источников, в ходе предыдущей встречи Абэ затронул декларацию 1956 года и сказал Путину, что содержание документа ”не подлежит обсуждению”. По сообщениям, Путин продемонстрировал понимание этого предложения. Но неясно, пройдут ли переговоры гладко, поскольку Путин также предположил, что даже если два острова будут переданы Японии, это не обязательно означает, что их суверенитет также перейдет государству. Президент заявил, что в совместной декларации не указывается, под чьим суверенитетом окажутся эти два острова.
В середине января министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил журналистам, что будет трудно добиться прогресса в переговорах по мирному договору без принятия Японией итогов Второй мировой войны, включая российский суверенитет островов. Комментарии Лаврова после встречи в Москве с его японским коллегой Таро Коно означают, что Абэ может столкнуться с серьезными проблемами на саммите с Путиным. Безопасность также, возможно, станет ключевой темой в запланированных переговоров, поскольку Москва обеспокоена тем, что военный контингент США может быть размещен на островах в случае их передачи Токио. В последние годы Токио и Москва предпринимают шаги по укреплению доверия, основанные на экономическом сотрудничестве, добившись небольшого прогресса по вопросу мирного договора. После саммита Абэ отправится в Швейцарию для участия во Всемирном экономическом форуме на горнолыжном курорте Давос.
***
В МИД РФ признают, что между Москвой и Токио остаются существенные разногласия. Главным в Москве считают Японией итогов Второй мировой войны в полной объеме, включая суверенитет Российской Федерации над всеми островами Южной Курильской гряды. "Вопросы суверенитета над островами не обсуждаются. Это территория Российской Федерации… В законодательстве Японии эти острова обозначены как «северные территории», что, конечно же, неприемлемо для Российской Федерации", - говорит Сергей Лавров. По его данным, договоренность, которая была достигнута пару лет назад между президентом России и премьер-министром Японии, об организации совместной хозяйственной деятельности на Южных Курильских островах реализуется, но в очень скромных и невпечатляющих размерах. Намечено пять проектов далеко не в самых прорывных областях. "Целый ряд крупных договорных документов, находящихся в стадии обсуждения, никак не может уже многие годы быть материализован. В частности, речь идет о необходимости начать официальные переговоры о преференциальном соглашении о торговле услугами и инвестициях; консультациях по расширению области применения Межправсоглашения о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии; соглашении по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях; договоре между РФ и Японией о социальном обеспечении, и, конечно же, о преодолении препятствий в продвижении к безвизовому режиму", - пояснил Лавров.
В Москве также исходят из того, что декларация 1956 года заключалась в условиях, когда Япония не имела Договора о военном альянсе с США. "Договор был заключен в 1960 году, и после этого наши японские коллеги отошли от выполнения Декларации 1956 года. Сейчас, когда мы возвращаемся к разговору на основе Декларации 1956 года, то должны учитывать, что с тех пор ситуация в том, что касается военных альянсов Японии, коренным образом изменилась. Действия, которые США предпринимают по развитию своей глобальной системы ПРО на японской территории, которые направлены на милитаризацию этой части земного шара, а также действия, которые США формально оправдывают необходимостью нейтрализации северокорейской ядерной угрозы, но на деле создают риски для безопасности Российской Федерации и КНР", - пояснил Лавров.