Brexit заставил многих британцев взглянуть на происходящее в их стране и в мире по-новому. И хотя в этой статье эксперт Ремона Али пишет, казалось бы, о чисто британских проблемах, идея о том, что каждому государству необходимо сохранять внутренне единство, поддерживать диалог культур, религий, противостоять расизму, религиозной и этнической ненависти, особенно в кризисные периоды, близка и российскому, и любому другому обществу.
Это была непростая неделя. Мы видели, как Дэвид Кэмерон чуть не разрыдался, Лейбористская партия вела себя на политической арене, как канатоходец, страдающий боязнью высоты, а Найджил Фарадж [лидер Партии независимости Соединенного Королевства] озадачил всю страну своей пантомимой в качестве обращения к Европарламенту, что заставило европейского комиссара по здравоохранению Витяниса Андрюкайтиса сделать фейспалм.
Но хуже всего было то, что поступали сотни сообщений о совершенных актах ксенофобии. Будь то случай, когда 11-летнему польскому мальчику сказали, что его семья паразитирует на стране, или когда мусульманской девочке кричали в супермаркете: «Правь, Британия! Теперь убирайся отсюда!», Brexit превратился в катализатор бессердечного расизма.
Но на этом фоне новый мэр Лондона Садик Хан оказался выше всего этого и повел себя как достойный политический лидер. С тех пор, как мы проголосовали за Brexit (а кто-то против него), первый мэр Лондона из числа национальных меньшинств, первый мэр-мусульманин и первый мэр, отец которого был водителем автобуса, каждый день ужинал в межрелигиозных ифтарах, принял участие в ЛГБТ-параде и объединил лондонцев из всех социальных слоев, всех культур, призывая их противостоять любым формам ксенофобии. Более того, он также соблюдает пост в Рамадан.
Кампания по выходу Великобритании из ЕС продвигала идею о том, что стране будет лучше без Евросоюза, но взрыв эмоций оказался весьма разрушительным для маленького острова. Многие образованные, талантливые англичане уже собрались переезжать в Шотландию. Утечка мозгов станет настоящей катастрофой для Англии. Но они не хотят жить там, где расизм, похоже, становится частью жизни.
Ирония последствий Brexit состоит в том, что все те старые (или новые) добрые британские ценности, о которых так много говорили, рушатся на наших глазах. Мультикультурализм, единство, уважение, равенство – может быть, эти слова звучат, как клише на заевшей пластинке, но они будут работать на нас, если мы будем работать на них.
Именно поэтому сейчас нам очень нужно больше примеров, подобных тому, что показал мэр Хан. Ему каким-то образом удалось собраться и привести мысли в порядок в атмосфере неуверенности, сомнений и разочарований.
Своими убеждениями, работой с населением, реальными делами, например, введением повышенного уровня готовности полиции метрополитена в связи с возможными нападениями расистов или обращение к гражданам ЕС, что всех их с радостью ждут в Лондоне, мэр показал мировым лидерам, чего так сильно не хватает другим британским политикам. С помощью таких позитивных дел, как самое мультикультуралистское селфи на свете, на котором он стоит вместе с главным раввином Великобритании Ефраимом Мирвисом, архиепископом Джастином Уэлби и толпой улыбающихся людей, он посылает незримый сигнал, который означает «мы» без всяких предрассудков и разделений. Садик Хан написал в своем аккаунте в Твиттере под этим снимком: «Это Лондон». И это Великобритания также, если мы этого захотим.
Конечно, Лондон отличается от остальной Великобритании, но нам нужно придерживаться этого принципа в любом месте страны – такие разные ингредиенты могут отлично сочетаться во вкусном блюде.
Как только мы отвернемся друг от друга, мы проиграем. Но мы выше этого, мы должны быть выше этого. Настало время брать пример с настоящих лидеров, и пример Хана – это отличное начало.