В ночь с воскресенья на понедельник обозначился крутой поворот во внутриполитической жизни Германии. Партия "Свободных демократов", возглавляемая молодым и харизматичным лидером Кристианом Линднером, заявила о выходе из буксовавших последние недели переговоров по формированию единой коалиции с ХДС/ХСС и "Зелеными", фактически объявив их провалившимися.
"После недель переговоров у нас на столе лежит бумага, полная противоречий, открытых вопросов и целевых конфликтов", - заявил председатель СвДП. По словам Линднера, лучше "не править вообще, нежели править ошибочно". Таким образом, либерал-демократ, чья партия продемонстрировала неожиданный успех и набрала почти 11% на прошедших выборах, отказался участвовать в создании правящей коалиции, если это повредит целям и идеям партии.
Судя по информации, просачивавшейся в прессу в последние недели, основные противоречия в ходе коалиционных переговоров между сторонами возникли по вопросам климатической политики и беженцев. При этом, взгляды ХДС/ХСС и СвДП по ключевым вопросам оказались более схожими, в то время, как найти общий язык с "Зелеными" им оказалось значительно сложнее.
Вероятно, что подобный шаг Кристиана Линднера придется по вкусу многим рядовым гражданам, которые раздражены и без того затянувшейся коалиционной возней. У многих вызывает непонимание и откровенное недоумение тот факт, что партии с изначально несовместимыми взглядами и идеологиями пытаются любой ценой сформировать правительство. Уж не жажда ли власти движет ими, задаются вопросом многие немцы на различных дискуссионных площадках. Отказавшись от дальнейших бесперспективных переговоров раньше остальных, Линднер поставил партийные идеи над стремлением к власти, таким образом, морально возвысившись над своими вчерашними партнерами по коалиционным переговорам. Возможно, в этом и заключается расчет политика, который думает о вероятности новых выборов и уже сейчас начал набирать очки для новой избирательной кампании.
Решение Линднера стало не только серьезной проблемой для канцлера Ангелы Меркель, но и, вероятно, началом конца ее власти в Германии. Дело в том, что в данный момент у ХДС есть лишь два варианта действий: объявить перевыборы или вновь попытаться сформировать "большую коалицию" совместно с социал-демократами.
Новые выборы стали бы из ряда вон выходящим событием, поскольку до сих подобных случаев в истории Германии после окончания Второй мировой войны не происходило. К тому же, если будут назначены перевыборы, то внутри самой партии неизбежно будет поставлен вопрос: способна ли Ангела Меркель обеспечить ХДС успех на них или она, наоборот, набила оскомину избирателям и превратилась в обузу для партии? Результаты последних выборов в Бундестаг были наихудшими за всю послевоенную историю партии, что говорит явно не в пользу Меркель в качестве современного лидера ХДС. Авторитет канцлера в партии серьезно пошатнулся, и нынешний провал на коалиционных переговорах его уж точно не укрепит. К тому же, есть все основания полагать, что новые выборы для ХДС, если его будет возглавлять Меркель, окажутся еще более катастрофичными, чем прошедшие в конце сентября. Партия рискует потерять еще больше голосов в пользу ультраправой "Альтернативы для Германии". Осложняется ситуация еще и тем, что в самой партии попросту нет популярной и узнаваемой в народе альтернативной фигуры. Так что, новые выборы - это однозначно крайне нежелательный сценарий для ХДС/ХСС и Ангелы Меркель.
Вторым возможным решением для Меркель может стать попытка навести мосты с социал-демократами. Однако их председатель Мартин Шульц изначально категорично заявил, что его партия не будет участвовать в правительстве, в котором канцлером будет Ангела Меркель. Иными словами, ценой "большой коалиции" была назначена отставка действующего канцлера.
Сможет ли Ангела Меркель, занимающая должность федерального канцлера на протяжении последних 12 лет, преодолеть возникший кризис власти? Положение усугубляется тем, что, чем отчаяннее Меркель будет бороться за сохранение власти, тем больше эти попытки будут вызывать отторжение у несколько "уставших" от нее избирателей. Есть ли у федерального канцлера проработанный план "Б", покажет уже ближайшее будущее. Однако сейчас все указывает на то, что время на немецком политическом олимпе, отведенное этому однозначно неординарному политику, медленно, но верно подходит к концу.