Вестник Кавказа

Азербайджан: в новый год со старыми проблемами

Михаил Беляев

Уходящий 2015 год выдался крайне напряженным и сложным практически для всех стран постсоветского пространства. "Крымско-донбасскому" кризису в российско-украинских отношениях не видно конца и края; стремительное обесценивание национальных валют России, Украины, Казахстана, Азербайджана, Грузии и других постсоветских государств обострили социально-экономические проблемы в этих странах; отсутствие значимого прогресса по урегулированию сирийской проблематики продолжает накалять градус геополитической напряженности в регионе, уже ставшей причиной резкого ухудшения отношений между Россией и Турцией, еще недавно казавшихся прагматичными и прочными.

Не были преодолены и ключевые геополитические противоречия между Россией и Западом: на этом фоне ЕС продлил  пакет антироссийских санкций до лета следующего года, США, в свою очередь, их ужесточили, фактически, сведя подобным шагом на нет предполагаемый успех визита госсекретаря Джона Керри в Москву. Наконец, катастрофический для нефтедобывающих стран обвал мировых цен на нефть, больно ударивший, в том числе, по экономикам России, Казахстана и Азербайджана, все еще не завершился, а анонсированное возвращение Ирана на мировой нефтяной рынок и решение США о начале экспорта собственной нефти оставляют мало надежд на стабилизацию цен на "приемлемом" для стран-экспортеров уровне.

Уже сегодня на правительственном уровне в Азербайджане признают, что грядущий год окажется непростым для страны.  "Следующий год будет трудным. Ситуация на рынках нефти влияет и на Азербайджан. Однако мы выйдем из этого положения, у государства есть соответствующая концепция", - заявил помощник президента Азербайджанской Республики по общественно-политическим вопросам Али Гасанов. В детали правительственной концепции высокопоставленный сотрудник президентской администрации вдаваться не стал. Судя по первым сигналам и антикризисными инициативам, поступающим от правительства, правящая команда планирует принятие мер для определенного уменьшения финансовой нагрузки на население после двух волн девальвации в марте и декабре нынешнего года. Центральный банк Азербайджана по итогам внеочередного заседания с участием представителей банковского сектора, в числе прочего, рекомендовал банкам страны осуществить реструктуризацию долларовых кредитов клиентов. Аналогичное решение уже было принято в Нахчыванской Автономной Республике: взятые в долларах кредиты будут выплачиваться населением по старому курсу. Одновременно предпринимаются меры по недопущению повышения цен на продукты рыночными спекулянтами. Хотя резкое повышение цен на импортируемые в страну товары остановить невозможно.

В свою очередь, глава государства Ильхам Алиев высказался за необходимость либерализации экономики. "Будет ужесточена борьба с монополизмом. Нельзя допускать монополий как во внутреннем производстве, так и в импорте. Те, кто препятствует поступлениям доходов в бюджет, будут наказаны. Поэтому в таможенной и налоговой сферах будет обеспечена максимальная прозрачность", - заявил президент. Тот факт, что вопрос борьбы с монополиями в последние месяцы все чаще затрагивается в речах главы государства, далеко не случаен: на фоне снижения валютных поступлений в госбюджет, либерализация экономики и максимально возможное улучшение бизнес-климата становится неотложной задачей правительства. Уже многие месяцы в Баку курсируют слухи, что таможенную и налоговую службы полностью передадут в ведение зарекомендовавшей себя в качестве прозрачной и абсолютно не коррумпированной службы ASAN. В недавней речи Ильхама Алиева заслуги службы ASAN были фактически поставлены в пример остальным структурам.

Как бы это парадоксально ни звучало, но низкие цены на нефть создали благоприятный внутриполитический фон для продвижения важных экономических реформ. И основной задачей правящей команды является организация их безболезненного, с точки зрения сохранения внутриполитической стабильности, претворения в жизнь, а также обеспечение реального исполнения указов и предотвращение саботажа решений высшего руководства чиновниками на местах.

Противодействие распространению радикальных религиозных течений в республике также будет, очевидно, оставаться одним из приоритетов во внутренней политике безопасности. Пример недавних событий в апшеронском поселке Нардаран, где при попытке задержания радикального активиста, по данным следствия, готовившего смещение светской власти, было убито двое полицейских и четверо активистов, лишь показывает необходимость усиления профилактики религиозного экстремизма в стране. Продолжающаяся операция силовиков в Нардаране, вызвала недовольство иранского духовенства и отдельных парламентариев, а также волну критики в иранских СМИ. Представители политического руководства ИРИ, напротив, дистанцировались от нардаранских событий, назвав их внутренним делом Азербайджана. Как скажется этот инцидент на двусторонних отношениях, предположить сложно, однако позитивным сигналом стала новость о готовящемся новом визите иранского президента Рухани в Азербайджан.

На фоне осложнения внутренней экономической обстановки, Азербайджану придется приложить максимум усилий для нейтрализации внешних угроз. Первая и самая главная угроза продолжает исходить из Армении, оккупирующей Нагорный Карабах и прилегающие семь районов Азербайджана. Последний раунд переговоров между президентами Алиевым и Саргсяном в швейцарском Берне окончился одной лишь договоренностью о продолжении переговоров в следующем году при очевидном отсутствии прогресса в самом процессе. Более того, примечательна высокая интенсивность боестолкновений вдоль линии фронта не только до встречи в Берне, но и отсутствие какого-либо спада напряженности и после нее. Сообщения из прифронтовой зоны об использовании сторонами конфликта крупнокалиберного оружия, минометов и артиллерии стали уже обыденностью. Единственным реальным внешним игроком в урегулировании остается Кремль, но как часто Москва сможет восстанавливать перемирие "в режиме ручного управления", как это было сделано в ходе трехсторонней встречи президентов августе 2014 года в Сочи? Даже статистика официальных потерь с обеих сторон за последние годы показывает, что конфликт последовательно приближается к "разморозке". И, если в обозримом будущем дипломатическая активность России в решении этого чувствительного вопроса не усилится, то риск возобновления полномасштабных военных действий станет крайне высоким.

Отношения Баку с Западом также должны выдержать очередную проверку на прочность в 2016 году. В частности, внесенная в конце этого года в конгресс США законодательная инициатива конгрессмена Кристофера Смита, предполагающая введение жестких санкций против Азербайджана, продолжает будоражить общественное мнение страны. Экспертное сообщество так и не пришло к единому мнению относительно реальности угрозы. Но, очевидно, что азербайджано-американские отношения будут находиться на общественно-политической повестке дня в Азербайджане. В Баку не могут не понимать, что любое институциональное ухудшение отношений с США рискует аукнуться на взаимоотношениях Азербайджана с Европой, уже не говоря о том, что подобное развитие событий может затормозить реализацию крупных энергетических проектов TAP и TANAP, в которых заинтересованы обе стороны. С учетом возможных рисков, осмелимся предположить, что Баку не станет отказываться от традиционной многовекторной политики, и продолжит работать с западными партнерами и искать компромисс по спорным вопросам, а также приложит максимум лоббистских усилий, чтобы законопроект Смита не был принят.  

Наконец, и в следующем году Азербайджану придется балансировать между двумя дружественными ему государствами – Россией и Турцией. Посредническая инициатива Баку, нацеленная на примирение Анкары и Москвы, пока повисла в воздухе, поскольку накал страстей после инцидента со сбитым Су-24 еще не спал. В данный момент Азербайджану остается надеяться и, по мере возможности, пытаться способствовать восстановлению отношений между Россией и Турцией. Их обострение, хоть и может принести краткосрочные экономические дивиденды Азербайджану (в частности, в вопросе замещения турецкой аграрной продукции на российском рынке), но с точки зрения политики имеет ряд минусов для Азербайджана. Так, российско-турецкая конфронтация ведет к поляризации общественного мнения в России в "армянском вопросе", что рикошетом может ударить по позиции Баку в карабахском вопросе. Более того, все попытки Анкары играть более активную роль в нагорно-карабахском урегулировании в рамках ее двусторонних переговоров с Москвой будут обречены на провал, что также не на руку Азербайджану. Поэтому следует ожидать, что Баку продолжит прикладывать усилия для восстановления российско-турецких отношений. 

26935 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября