Договоренность о возобновлении экспорта в Европу казахстанского и азербайджанского сжиженного углеводородного газа (СУГ) через порт Батуми достигнута в конце минувшей недели в ходе 13-го заседания казахстано-азербайджанской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству.
В заседании межправкомиссии принимали участие министр энергетики Азербайджана Натиг Алиев и министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев. Перевалка азербайджанского сжиженного газа через Батумский нефтяной терминал, который принадлежит казахстанской национальной компании "КазТрансОйл" снижалась с 2010 года. Если в том году Батуми пропустил 156 тыс. тонн топлива, то в 2014 году всего 23 тыс. тонн, а в 2015 году транспортировка азербайджанского газа прекратилась. Главной причиной стало изменение конъюнктуры на международном рынке энергоносителей, но определенную роль, судя по всему, сыграли и трудности, возникшие у казахстанских компаний в Грузии: Астана и Тбилиси не могли договориться о параметрах выполнения некоторых инвестиционных проектов, а казахстанская компания "КазМунайГаз" даже заявила о возможности продажи стратегического объекта – дистрибьюторской компании "Тбилгаз".
Натиг Алиев и Канат Бозумбаев
Но в результате нескольких раундов переговоров грузинского вице-премьера, министра энергетики Кахи Каладзе с казахстанскими коллегами, противоречия удалось несколько смягчить, хотя "КазМунайГаз" не отказался от идеи продажи своей грузинской "дочки".
Терминал сжиженного углеродного газа на территории Батумского нефтяного терминала - единственный в Грузии объект, который предназначен для хранения, перевалки и экспорта сжиженного газа из Азербайджана, Казахстана и Туркменистана на европейские рынки. Общий объем резервуарного парка для хранения СУГ составляет 5 тыс. кубометров. Терминал оснащен сливной эстакадой на 14 вагонов-цистерн.
Каха Каладзе
Важным аспектом достижения договоренности о возобновлении экспорта СУГ через батумский терминал, в Тбилиси считают сам факт возобновления транзита энергоносителей через Грузию. "Главное, что Баку и Астана достигли в этом вопросе принципиального согласия и продемонстрировали миру востребованность "Южнокавказского транспортного коридора", - сказал "Вестнику Кавказа" эксперт информационно-аналитического агентства GHN Гела Каландадзе. По его мнению, в ближайшем будущем "Южнокавказский коридор" может быть использован не только для экспортных нужд Азербайджана, но и Казахстана, и других стран Центральной Азии. Для Грузии это означает создание и поддержание сотен новых рабочих мест в Аджарии и по всей территории страны. Причем не в туристической индустрии, а в транспортной сфере и в реальном секторе экономики. "Это сигнал инвесторам, вкладывающим средства в транзитные проекты, что Грузия и "Южнокавказский коридор" в целом – надежный, безопасный и стабильный маршрут доставки энергоносителей. С учетом нынешней обстановки в регионе, такой сигнал дорогого стоит", - уверен эксперт.