Армения, как и большинство постсоветских стран, стремится проводить многовекторную внешнюю политику. Это обусловлено сложным геополитическим положением страны, прежде всего, нерешенностью карабахской проблемы, а так же широкой географией армянской диаспоры.
Среди экономических причин многовекторности - ограниченный внутренний рынок, избыток трудовых ресурсов при дефиците капиталов и технологий. В силу этого Армения сильно зависит от внешних рынков сбыта своих товаров и от внешнего спроса на свои трудовые ресурсы. В то же время страна не может в полной мере использовать фактор большого рыночного пространства в рамках СНГ из-за транспортной блокады и высоких транспортных издержек, связанных с транзитом через Грузию или Иран.
И это при том, что Армения по институциональным условиям ведения бизнеса занимает одно из первых мест среди новых независимых государств. Оценивая бизнес-климат 185 стран мира, Мировой банк зафиксировал перемещение Армении в рейтинге легкости ведения бизнеса (Doing Business) с 50-го места в 2011 г. на 32-е в 2012 г. Однако прогресс рыночных институтов без достаточно надежного и дешевого доступа к внешним рынкам не дает соответствующего социально-экономического эффекта.
Вектор европейский
Для расширения сотрудничества с Евросоюзом Армения в 2003 г., одной из первых среди стран СНГ, вступила в ВТО. Это вызвало некоторое снижение транзитных тарифов Грузии. В 2004 г. Армения подключилась к Европейской политике соседства, а в 2009 г., в условиях глобального финансового кризиса, стала участницей Восточного партнерства, созданного ЕС для углубления сотрудничества со странами новой Восточной Европы. В 2010 г. в рамках Восточного партнерства Армении было предложено заключить соглашение об Ассоциации, которое включает в себя положение о глубокой и всесторонней зоне свободной торговле. Целью соглашения является политическая ассоциация и постепенная экономическая интеграция с ЕС.
В этой связи следует отметить, что рынок ЕС для Еревана является наиболее крупным: в 2011 г. на страны ЕС пришлось 45,5% армянского экспорта, а на страны СНГ - 20,1%, в т.ч. на страны ТС -17,3%, из них на Россию 16,6%.
Принятая в июле 2012-го года дорожная карта Восточного партнерства для Армении еще более ускорила подготовку соглашения об Ассоциации с ЕС.
Вектор евразийский (российский)
Активизация сотрудничества в рамках Восточного партнерства происходит на фоне возрастания интеграционных усилий России по линии формирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и многосторонней зоны свободной торговли в рамках СНГ (в которую Армения вошла после ратификации парламентом страны Соглашения о ЗСТ в сентябре 2012 г.). В целом интеграционная политика Армении исходит из возможности одновременного участия в ЗСТ со странами СНГ и ЕС, и в этом отношении идентична политике Украины.
В интервью латвийской газете Neatkarigas Rita Avize премьер-министр Армении Тигран Саркисян подчеркнул, что он разделяет мнение президента России Владимира Путина, о том, что процессы интеграции СНГ, ЕврАзЭС и Европейского союза нельзя противопоставлять друг другу, их надо расценивать как взаимодополняющие: «У Армении аналогичная позиция – мы ценим и хотим развивать взаимовыгодные торговые и экономические контакты со странами ЕС… Мы взяли на себя обязательства по введению стандартов ЕС в народном хозяйстве, и от этого плана мы не отступим».
Общее представление политической элиты Армении сводится к тому, что сотрудничество в рамках Восточного партнерства и ассоциации с ЕС позволит построить современное государство, а сотрудничество с Россией обеспечит безопасность страны.
Тем не менее, и со стороны России, и со стороны ЕС звучат просьбы к Армении определиться с интеграционным выбором, поскольку ассоциация с ЕС о всеобъемлющей и глубокой ЗСТ, по мнению многих европейских представителей, не вполне совместима с ТС. При этом и в рамках Содружества более глубокая форма интеграции между странами «тройки» (Россия, Белоруссия, Казахстан) оборачивается возникновением барьера во взаимоотношениях с другими странами СНГ, включая членов многосторонней ЗСТ.
Возможно ли сохранить многовекторность?
Армения, равно как и другие страны СНГ – не члены Таможенного союза, оказалась в сложной ситуации. Усиление евразийского вектора для Армении фактически означает отказ от привычной модели многовекторности, с которой связаны многочисленные международные соглашения и обязательства и выработана стратегия внешнеполитической деятельности на обозримую перспективу.
Судя по реакции руководства страны, оно пока не готово принципиально менять выработанный курс.
Как считает эксперт Андрей Арешев, это «можно объяснить не только контрпредложениями Вашингтона и Брюсселя (которые во многом носят абстрактно-декларативный характер), но также концептуальной недооформленностью самого евразийского интеграционного объединения, которое носит до некоторой степени аппаратный и верхушечный характер».
Еще одно важное ограничение для включения Армении в ТС, ЕЭП и далее в Евразийский союз – отсутствие общей границы со странами-участницами этих проектов и слабость транспортного обеспечения взаимных связей. В этом контексте Армения, как отмечалось выше, не сможет в полном объеме использовать выгоды большого рыночного пространства для свободного перемещения товаров. Выходом из этой ситуации могло бы стать деблокирование абхазской железной дороги, но это вопрос большой кавказской политики, вероятно, не имеющий быстрого решения.
С учетом вышеперечисленных обстоятельств, для лучшего понимания позиций друг друга и поиска развязок возникающих проблем, в августе 2012 г. была сформирована рабочая группа, которая должна разработать формат участия Армении в Таможенном союзе, а в апреле 2013 г. был подписан Меморандум о взаимодействии между Евразийской экономической комиссией и правительством Республики Армения.
На ближайшее время остается актуальной задача выработки оптимального формата сотрудничества Армении с участниками ТС и ЕЭП.