29 сентября армянский парламент одобрил поправки в Избирательный кодекс (ИК), предложенные оппозицией. Изменения касаются публикации списков граждан, принявших участие в голосовании. Исключение составляют списки голосовавших в воинских частях и в местах лишения свободы. Наблюдатели называют это победой оппозиции, которая безуспешно выдвигала такое требование с 2003 года. Еще в мае правящая Республиканская партия и правительство категорически отвергли это условие оппозиции.
Публикация списков, по убеждению оппозиции, поможет существенно сократить использование таких методов фальсификации, как повторное голосование или голосование вместо отсутствующих в стране граждан. В последние годы основным источником фальсификации выборов было наличие в списках порядка 500 тысяч человек, ухавших из страны или умерших. Именно этот фальсификационный резерв активно использовали власти в ходе всех общенациональных выборов. Он давал властям неоспоримое преимущество над конкурентами уже на старте выборных процессов. Теперь использовать этот резерв будет намного сложнее. Публикация списков сделает картину выборов куда более правдивой, создаст возможность состыковать количество бюллетеней с числом подписей. Однако, по мнению некоторых аналитиков, публикация списков сыграет важную, но не решающую роль в проведении справедливых выборов. По-прежнему в руках властей находится немало ресурсов - административный, раздача предвыборных взяток, оплата коммунальных услуг, а также использование криминала для достижения нужного результата.
Для более эффективного контроля за выборами необходимо реализовать параллельно и другое ключевое условие оппозиции о создании системы предварительной регистрации, предполагающей голосование с помощью идентификационных карт, выданных на основе процедуры снятия отпечатков пальцев. Хотя 23 июня правительство одобрило согласованные с оппозицией изменения в ИК, власти уже в августе торпедировали это требование оппозиции, сославшись на технические проблемы, а именно на невозможность установки специального оборудования для снятия отпечатков пальцев в установленные сроки.
Тогда оппозиция при поддержке Совета Европы, БДИПЧ/ОБСЕ и других международных организаций, которые все это время требовали от власти достижения консенсуса с политическими силами, сосредоточилась на требовании о публикации списков. Скорее всего, власть вынуждена была уступить в этом вопросе под давлением международных организаций.
Весь процесс обсуждения и принятия нового ИК с начала этого года вылился в очередной виток жесткого противостояния между оппозицией и властью. Оппозиция, которая при активном содействии европейских структур добилась проведения переговоров по проекту нового ИК в формате "4+4+4" (по четыре представителя от власти, от оппозиции и от гражданского общества) стремится создать реальную, а не имитационную базу для проведения справедливых выборов в НС, намеченных на начало апреля 2017 года. Власть все это время всячески препятствовала осуществлению требований оппозиции, что ей в определенной степени удалось.
Несмотря на все старания правящей администрации и парламентского большинства воспрепятствовать реализации требований оппозиции, впервые в преддверии выборов для властей Армении, уверенно обеспечивающих в течение последних почти 20 лет нужные им результаты, сложилась патовая ситуация. Публикация списков создаст проблемы в реализации накатанной схемы фальсификации выборов.
Кроме того, недавние события вокруг вооруженной группы "Сасунские храбрецы" продемонстрировали радикальный потенциал общества, готового взорваться от любого неосторожного действия или поступка. А это создает новую непростую ситуацию для правящей элиты, которая по обыкновению планирует воспроизвести свою власть. Осознает ли президент и его команда сложность своего положения или вновь все силы и резервы будут брошены на завоевание очередной "победы"?