16 апреля 2017 года граждане Турции будут голосовать на референдуме по предложенным президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом конституционным поправкам, которые превратят страну из парламентской республики в президентскую. Если граждане страны проголосуют за, это не только приведет к дальнейшему укреплению власти президента, но и даст ему возможность оставаться на своем посту еще десятилетие.
Как пишет Huffington Post в статье Beyond the Ballot: Turkey’s Economy at the Crossroads, на данный момент опросы говорят о том, что у поправок неопределенное будущее. Даже в Партии справедливости и развития Эрдогана нет единого мнения по этому вопросу. Правительство надеялось, что сможет использовать экономический потенциал, чтобы справиться с непростой ситуацией. Однако некогда сильная экономика Турции более не является таковой: долгосрочные угрозы вновь проявились в виде низкой производительности и переполненности частного сектора, образовалась и новая проблема - приток миллионов беженцев, ищущих убежища в стране.
У жителей Турции разные взгляды на политику президента Эрдогана, но обычно они соглашаются в одном - действия его администрации всегда помогали экономике. Как объяснил турецкий экономист Дарон Аджемоглу, экономический успех Эрдогана можно разделить на два периода. Первый - с 2002 по 2006 год - был обусловлен качественным и устойчивым ростом. "Экономика подпитывалась инвестициями, - заявил Аджемоглу. - Этот экономический рост длился целых пять лет и достигал довольно необычных для Турции уровней". Более того, в течение этого бурного периода роста правительство удерживало инфляцию на низком уровне и поддерживало все финансовые институты. Подобное не часто происходит в турецкой экономике. Благодаря этому бизнес начал процветать, особенно в консервативном центре страны. Сегодня экономика Турции растет, но такого роста, основанного на качественном контролируемом производстве, как в период с 2002 по 2006, больше не произойдет. Нынешний рост базируется на потреблении, кредитах и строительстве управляемом правительством. Это не может продолжаться вечно. Аджемоглу опасается, что этот тип роста не продлится долго и не поможет Анкаре перейти к следующему этапу экономического развития.
Сложные соседи
Не все экономические проблемы Турции внутренние. Она находится в очень сложном регионе, и проблемы соседей вредят ее экономике. Например, в начале 2000-х годов Эрдоган рассматривал Ближний Восток как растущего торгового партнера и отличное экспортное направление для турецких товаров. В 2006-2010 годах турецкий экспорт в Сирию вырос более чем в три раза. Тем не менее с началом гражданской войны в Сирии он сократился почти вполовину. Проблемы, с которыми сталкивается Турция, влияют не только на торговлю, поскольку риски распространения угроз безопасности нанесли серьезный урон крупной туристической индустрии. На туризм приходится около 12% ВВП, а в 2015 году страну посетило почти 40 миллионов туристов. Однако за последний год Турция все чаще становилась мишенью ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России, - прим. ред.), намеренно атакующих популярные среди иностранных туристов города. В настоящий момент количество туристов, посещающих южные города Турции, сократилось на 50%. Многие гостиницы и курорты близки к банкротству.
Еще одним негативным фактором являются продолжающиеся конфликты в Сирии и Ираке, из-за которых миллионы людей вынуждены искать убежище в Турции. В результате сделки между Анкарой и ЕС, заключенной в 2016 году, беженцам стало значительно сложнее попасть в Европу. Многие застряли в Турции, где им тяжело найти работу. Возможно, Турция упускает отличную экономическую возможность, так как эти беженцы часто высококвалифицированные работники, но не имея разрешения от правительства, они не могут вносить свой вклад в экономику.
Экономические связи Турции с западными соседями не менее сложны. Расширение торговли с Евросоюзом было ключевым фактором экономического роста в лучшие годы правления Эрдогана. В 2003-2008 годах экспорт в ЕС увеличился более чем на 300%. Однако с тех пор он увеличился лишь на 7%. Медленный рост связан не только с экономическим спадом в Европе, но и с политикой. Турция несколько лет пыталась стать членом Европейского союза, но это становится все более маловероятным.
В нынешних условиях Эрдоган больше не стремится доказать, что Турция готова к вступлению ЕС, и многие считают, что подобный курс еще больше снизил шансы Турции, по крайней мере в ближайшей перспективе. С чисто экономической точки зрения политический конфликт совершенно невыгоден. ЕC является важнейшим торговым партнером Турции. 40% турецкого экспорта отправляется в европейские страны. Турция становится все большей частью европейских производственных цепочек. Если не углубить политические связи, то не будет полностью реализовываться потенциал экономических связей.
Тем временем экономика Турции продолжает расти, и страна сохраняет эту динамику. Но граждане, которые готовятся проголосовать на референдуме, не должны упускать из виду экономические проблемы.