Вестник Кавказа

Население Армении не верит соцопросам

Сусанна Петросян, Ереван
Население Армении не верит соцопросам
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“
Социологические опросы занимают большое место в выборных процессах. На вопросы "Вестника Кавказа" о том, какую роль они играют в общественной и политической жизни Армении, отвечает политтехнолог Арман Геворкян.

- Недавно были опубликованы результаты социологического опроса, проведенного фондом Евразийского сотрудничества по заказу Национального демократического института США для американского посольства в Ереване. По результатом опроса, сегодня за правящую Республиканскую партию готовы проголосовать 23%, за коалиционную партию "Процветающая Армения" - 24%, за оппозиционный Армянский национальный конгресс - 3%. На ваш взгляд, насколько эти результаты отражают реальную действительность?

- Опыт 20 лет независимой Армении и всех предвыборных кампаний, которые я имел возможность отслеживать, показывает, что при серьезном анализе политической ситуации в стране, ни в коем случае нельзя доверять ни одному из социологических опросов, которые публикуются. К этим предвыборным соцопросам относятся исследования электоральных рейтингов, рейтингов доверия к партиям и политическим лидерам, а также готовности избирателей голосовать за того или иного лидера. Но повторяю: ни одному опубликованному опросу доверять нельзя. Абсолютное большинство этих опросов полностью ангажировано и преследуют какие-то конкретные пиар- или политические цели. Обычно главной целью публикации этих опросов становится дезориентация неопределившихся избирателей, которые часто составляют довольно большой процент в начале любой предвыборной кампании. Но речь идет также и о дезориентации некоторых внешних игроков, которые заинтересованы в том или ином исходе выборов. Кроме того, часто публикации опросов нацелены на подавление воли некоторых внутренних игроков к политической борьбе. Чтобы продемонстрировать той или иной политической силе отсутствие у нее шансов, заведомо указывается низкий рейтинг. Хотя истинная картина может быть совершенно иной.

- Можете привести какой-нибудь конкретный пример несоответствия результатов соцопроса действительности?

- В 2008 году по приглашению общественного телевидения Армении британская организация "Популус" проводила соцопросы и экзитпол, результаты которых полностью подтвердили итоги президентских выборов, оглашенные ЦИК. Тем не менее несколько лет спустя из публикаций WikiLeaks мы узнали, что итоги президентских выборов 19 февраля 2008 года были совсем другими и, что оппозиционный кандидат Левон-Тер-Петросян в действительности набрал не 21, а от 30 до 35 процентов голосов. Между тем, за пределами страны цитировались итоги именно этого соцопроса, проведенного британской "Популус", в то время как во время выборов и до них соцопросы и экзитполы проводили и другие организации, которые, если верить публикациям WikiLeaks, были куда более близки к реальным данным. Однако за пределы Армении информация об указанных соцопросах так и не вышла. Для придания большей убедительности соцопросам, часто используются зарубежные вывески. В данном случае, этой вывеской был Национальный демократический институт США. На самом деле зарубежные организации не проводят опросы. Они поручают исследования одной из местных социологических групп и разрешают воспользоваться своей вывеской. Так, организация "Геллап" никогда здесь не проводила опросов, от имени "Геллап" эту работу выполняет какая-то местная соцгруппа, которая получает от право пользоваться вывеской.

- Проводятся ли опросы не для публикации, и насколько они отражают существующие реалии? 

- Некоторые посольства здесь проводят опросы и получают реальные цифры, которые никогда их не публикуют, то есть это преследует какие-то специальные цели. Проводят "замеры настроений" и партии, имеющие финансовые возможности. Исходя из результатов этих замеров, партии разрабатывают свою тактику и стратегию. Однако результаты этих исследований также никогда не разглашаются.

- Получается, что соцопросы не играют в Армении той роли, какую играют в других странах?

- В каждой стране есть свои особенности политической, политтехнологической культуры. Главной отличительной особенностью Армении является то, что здесь еще не сформировалась до конца "политическая площадка" и до конца не оформились цивилизованные правила игры. В связи с этим, множество особенностей, связанных с предвыборной кампанией, увязано не на информацию, а наоборот, на дезинформирование общественного мнения и представление ситуации в ложном свете. В том числе, это относится и к так называемым социологическим опросам, которым население не верит. В Армении еще не сформирована культура предоставления достоверных данных, здесь сформировалась иная культура - публикация цифр во имя каких-то пиар-целей.

- Чем вы объясняете безразличное отношение населения Армении к соцопросам?

- Населению в течение 20 лет предлагают одних и тех социологов. Это руководитель Ассоциации социологов Армении, член-корреспондент Национальной академии наук Геворг Погосян, а также руководитель центра "Социометр" Агарон Адибекян. На мой взгляд, армянские социологи, и в первую очередь Адибекян, слишком уж часто озвучивают результаты тех или иных опросов и население утратило к ним интерес. Опросы обесценились. Плюс ко всему они недостоверны, поскольку избиратели в дальнейшем, в ходе выборов имеют возможность убедиться в обратных результатах, как например, это было в ходе президентских выборов 1998 года, когда подавляющее большинство населения голосовало за Карена Демирчяна, а армянские социологи приводили данные, согласно которым, в предвыборной гонке лидировал Роберт Кочарян. Ведь население хорошо знает, как оно голосует или как проголосовало.

- Вы отметили, что большей частью люди не обращают внимания на соцопросы, как в подобной ситуации ориентируется неопределившаяся часть избирателей?

- В основном люди голосуют так, как считают нужным, в том числе и ориентируются на активную часть электората или на свои пристрастия, пропуская при этом мимо ушей результаты соцопросов. 
17605 просмотров

Видео

Все видео


реклама