Говоря о сложившемся на Южном Кавказе военном балансе сил, нужно понять, какое геополитическое значение имеет регион для великих держав. Воспринимают ли они каждое государство в качестве отдельного военно-политического фактора, или же Южный Кавказ понимается как одна единица? Каким хотят видеть регион непосредственные соседи – Турция и Иран?
Очевидно, что военный потенциал каждого из государств Южного Кавказа несопоставим с тем, которым обладают соседи, располагающие огромными армиями. Страны же Южного Кавказа имеют вооруженные силы, которые могут противостоять лишь друг другу, поэтому в вопросах их безопасности политический компонент приобретает ключевое значение.
МЕЖДУ ЗАПАДОМ И РОССИЕЙ
Соперничество между Западом и Россией по вовлечению в зону своего влияния государств региона шло по нескольким направлениям. Интенсивное строительство Западом энергетических и транспортных коммуникаций через Азербайджан и Грузию сопровождалось укреплением российских позиций в Армении. Россияне сохранили здесь военную базу и вместе с армянскими пограничниками охраняют внешние рубежи. Кроме того, армянская экономика тесно завязана на России.
Очевидно, что для Москвы представляет угрозу стремление в НАТО Грузии, которая уже сумела с помощью Запада вывести российские военные базы со своей территории. Теперь речь может идти не только о присутствии в Черноморском бассейне морского флота НАТО, но и перекрытии единственного сухопутного канала и воздушного коридора из России в Армению, по которым сюда могли бы доставляться военные грузы. А если бы российская военная база в Армении престала быть плацдармом на Южном Кавказе, Ереван вынужден был бы искать другие гарантии безопасности.
ДО И ПОСЛЕ АВГУСТА-2008
В геополитическом плане 2008 год выдался богатым на события. Во-первых, был создан «косовский прецедент», апогеем которого стали августовские события в Южной Осетии. Это коренным образом изменило существующий мировой порядок. Если до августа Россия и Запад пытались ввести в зону своего влияния Грузию, Азербайджан и Армению по отдельности, то после - цели и задачи несколько изменились. Представляется, что теперь государства Южного Кавказа рассматриваются как единое целое.
Трудно сказать, совпадение это или нет, но мировой финансовый кризис начался практически сразу после событий в Южной Осетии. Заметно занервничали в Анкаре, поняв, что мировое сообщество несколько переоценивало ее значение не только в регионе, но и в мире, ведь Турция уже не может играть роль военного противовеса Советскому Союзу на юге. Судя по тем задачам, которые ставят перед собой США, Израиль (как противовес арабскому миру на Ближнем Востоке) тоже постепенно теряет свою геополитическую значимость. На первый план выходят отношения России и США в вопросах Ирана и Афганистана с далеко идущими целями. Сейчас США выгоднее иметь Россию в союзниках. В Вашингтоне стали понимать, что справиться с Афганистаном и наладить более теплые отношения с Ираном невозможно без содействия Москвы.
России тоже выгодно налаживание отношений с Европой и США, поскольку Афганистан для русских представляет большую опасность, чем для американцев и европейцев. Если талибы проникнут в Среднюю Азию, это уже прямая угроза безопасности России.
Именно поэтому Южный Кавказ несколько утратил свое геополитическое значение. Здешние энергетические проекты – нефтепроводы и газопроводы - после трехкратного удешевления углеводородного сырья заметно обесценились. На первый план и для России, и для Запада вышло налаживание работы транспортных магистралей Север-Юг и Восток-Запад. Но это возможно только в случае, если отношения между Грузией, Арменией и Азербайджаном, а также между Грузией и Россией будут доверительными.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ
В отличие от трех прибалтийских республик, национальные интересы которых совпадают, каждая из республик Южного Кавказа имеет свои цели и задачи, которые часто диаметрально противоположны целями и задачами соседей.
Самым актуальным вопросом остается карабахский конфликт. Сегодня военное противостояние заморожено только благодаря примерно равному балансу вооруженных сил. Причем посредников, в том числе и из Минской группы, не волнует, в чью пользу будет решен этот конфликт - им важно получить здесь стабильную территорию.
Все предлагаемые варианты решения проблемы, как полагают в Ереване, играют на руку Баку. Это и понятно, ведь Азербайджан играет более важную роль в регионе, чем Армения. Гарантом безопасности живущих в Нагорном Карабахе предлагается сделать разделительные миротворческие силы, которые будут стоять на месте карабахских вооруженных сил. Однако в Ереване уверены, что наличие миротворцев само по себе может стать дополнительным поводом для развязывания войны.
Большая заслуга противоборствующих сторон состояла в том, что в 1994 году они отказались от размещения в зоне конфликта российских миротворческих сил. Как показало время, и без посторонних войск баланс сил оказался здесь вполне устойчивым. В Ереване полагают, что после августовских событий в Южной Осетии Азербайджан вряд ли решится развязать военные действия, не получив согласия всех заинтересованных держав – Турции, России, США, Англии, Франции, а возможно, и Ирана.
Что же касается безопасности Армении и НКР, то, как мне представляется, необходимо более четко отстаивать свои национальные интересы. Но для этого руководство страны должно опираться на свой народ, а не искать поддержки на стороне. Такая поддержка никогда не бывает бескорыстной. В политике нет постоянных друзей и постоянных врагов – есть постоянные национальные интересы.
ЮЖНЫЙ КАВКАЗ: ТРОЙКА ИЛИ ЕДИНИЦА
Карапет КАЛЕНЧЯН
21765 просмотров