Вестник Кавказа

Вашингтонский штурм конфликтов

Евгений Кришталёв
Сегодня в Вашингтоне открывается Международный саммит по ядерной безопасности. Встреча со столь актуальным названием, которую организовывает администрация президента США, обещает быть стать представительной и знаковой. В американскую столицу отправились представители 47 стран, в числе которых президенты Дмитрий Медведев, Нурсултан Назарбаев, Серж Саргсян, Михаил Саакашвили и премьер Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Основательность саммиту придадут генсек ООН Пан Ги Мун и глава Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Юкия Амано.

Ядерные технологии поставят под жесткий контроль

Главными вопросами, которые будут обсуждаться на саммите, станут угроза расползания ядерного оружия по миру и конкретно обеспечение безопасности ядерных материалов во всем мире. Американцы лишь на прошлой неделе обновили свою ядерную доктрину. Согласно документу, основную угрозу отныне представляет не противостояние с какими-то ядерными государствами, а опасность ядерного терроризма. Потому основной темой дискуссии станут возможности предотвращения угроз захватов ядерных материалов экстремистскими группировками. По итогам саммита его участники намерены разработать общий план действий, предусматривающий установление в четырехлетний срок повсеместного контроля над ядерными материалами.

Особым моментом стал отказ премьер-министра Израиля Беньямина Нетаньяху от участия в саммите. По данным диписточников, некоторые страны, в частности, Египет и Турция, желают внести в повестку дня вашингтонской встречи подписание Израилем Договора о нераспространении ядерного оружия. Тель-Авив до сих пор не стал членом МАГАТЭ, а также не присоединился к вышеуказанному договору, а посему его ядерные объекты находятся вне контроля. Это сильно беспокоит соседей, и прежде всего Иран, который сегодня находится под сильным международным прессингом как раз со стороны международных контролирующих организаций и США, предполагающих, что за мирной атомной программой Ирана скрываются военные разработки ядерного оружия. При этом Израиль не отрицает и не подтверждает факт обладания ядерным оружием.

На этом фоне Иран (представители которого также отказались посетить Вашингтон) сразу после окончания американского саммита намерен провести свой альтернативный саммит, названный "Ядерная энергия – всем, ядерное оружие – никому". На встречу, проведение которой намечено на 17-18 апреля, приглашены представители 60 государств, среди которых Китай и Россия. Москва уже дала согласие на участие в тегеранском саммите, правда, не назвав уровень представительства делегации.

На прошлой же неделе президенты США и России подписали новый Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Новое соглашение предусматривает сокращение на треть ядерных арсеналов каждой из сторон.

Решение президента Китая поучаствовать в саммите вызвало положительную реакцию Вашингтона. Администрация Обамы верит в поддержку КНР и по вопросам санкций относительно Ирана, хотя китайцы, как и россияне, последовательно настаивают на разрешении иранской проблемы исключительно путем диалога и не видят большого прока от санкций.

Ожидается, что страны-участницы ядерного саммита представят национальные меморандумы по тематике ядерной безопасности. В них будут обозначены их собственные приоритеты в международных усилиях по обеспечению ядерной безопасности, а также роли МАГАТЭ в обеспечении физической ядерной безопасности.

Программой первого дня саммита запланирован рабочий обед для глав делегаций, посвященный оценкам угрозы ядерного терроризма. На 13 апреля запланированы два рабочих заседания и рабочий завтрак для глав делегации, на которых будут обсуждаться национальные меморандумы и прочие аспекты нераспространения ядерного оружия. Дискуссии на всех мероприятиях будут проходить в закрытом для прессы режиме. По итогам саммита предполагается принять два документа - коммюнике и план работы.


Армяно-турецкий дрейф

Особый интерес саммита представляют двусторонние встречи, которые в массовом порядке запланированы в Вашингтоне. Для кавказского региона самой важной представляется диалог премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и президента Армении Сержа Саргсяна. Они уже провели первый раунд переговоров. Главной темой беседы стало обсуждение перспектив армяно-турецкого сближения, а также аспекты региональной безопасности. Официальных комментариев после встречи лидеров двух стран не последовало. Однако, выступая в университете Джорджа Мейсона в Вашингтоне сразу после встречи с Саргсяном, турецкий премьер прояснил несколько моментов. «Оценка истории в парламентах стран также невыгодна и Армении, - отметил Реджеп Тайип Эрдоган. - Мы отвергаем обвинения в геноциде применительно к событиям 1915 года и отвергаем несправедливые и односторонние решения парламентов. Мы считаем, что историю должны изучать и оценивать историки, а не парламенты. Мы заявили о готовности открыть свои архивы и призвали другие страны поступить так же».

По сообщению агентства Медиамакс, после встречи с турецким премьером Серж Саргсян встретился с представителями армянской общины Америки. "Наша позиция была и остается неизменной: Турция не может говорить с Арменией и армянами на языке предусловий, мы этого просто не допустим", - сказал Саргсян соотечественникам. По его словам, Армения не собирается обсуждать в каком-либо формате факт "геноцида" или же притворяться, что верит, якобы Турция может сыграть какую-либо положительную роль в переговорном процессе по нагорно-карабахскому урегулированию.

Встреча между Эрдоганом и Саргсяном длилась полтора часа и судя по их первым высказываниям окончилась ничем. Обе стороны остались при своих. Но на этом общение турецкого премьера и армянского президента не завершится. Ожидается, что сегодня лидеры стран встретятся за ужином (по Москве этот будет утро 13 апреля) и вновь оценят развитие событий. Вчера Серж Саргсян уже провел 45-минутную встречу с Бараком Обамой. Они обсудили перспективы развития армяно-американских отношений, армяно-турецкие отношения и нынешний этап карабахского урегулирования. Вероятно, американский лидер использует все возможности влияния на обе стороны для достижения прогресса в переговорном процессе.
19670 просмотров