Грузия не будет воевать за восстановление своего суверенитета над Абхазией и Южной Осетией. Новая стратегия грузинского правительства, обнародованная в самом конце января, предусматривает исключительно экономические и гуманитарные меры по возвращению этих территорий. Концептуальный документ пока не имеет в своем составе конкретных проектов, а лишь обозначает линию поведения Тбилиси. Стратегия стала ответной мерой на появившиеся возможности экономического развития двух республик, признанных со стороны России. Автором документа выступило грузинское Министерство по делам реинтеграции, а точнее команда, руководимая главой ведомства Темуром Якобашвили. Там отрицают, что концепция стратегии была подсказана из Вашингтона и настаивают на собственной инициативе.
1 февраля господин Якобашвили представил свою стратегию ее вниманию российского общества, выступив на телемосте в агентстве "РИА Новости". В Москве на обсуждение стратегии пришли главный редактор портала "Вестник Кавказа" Алексей Власов и бывший посол России в Грузии Феликс Станевский. Однако дискуссии как таковой не получилось. Грузинский министр старался использовать возможность для обвинений в адрес России и властей отколовшихся от Грузии республик. Тбилиси считает Абхазию и Южную Осетию своими территориями, оккупированными Россией. В этом ключе Якобашвили объяснял и суть концепции, направленной на "вовлечение путем участия" отколовшихся республик. Именно такое название получила правительственная стратегия. Власти Грузии рассчитывают привлечь внимание абхазов и южных осетин гуманитарными программами, образовательными проектами, экономическими предложениями. При этом Тбилиси для развертывания своих действий намерен позвать на помощь международные структуры, самого разного назначения. Жителям Абхазии и Южной Осетии, по словам Якобашвили, будут предоставлены те же условия и преимущества, которыми обладают граждане Грузии. Иными словами стратегию можно классифицировать как "удаленную автономию". Насколько эти предложения будут привлекательными и востребованы абхазами и осетинами, грузинский министр не прояснил. Он сказал лишь, что исполнять программу стратегии будут так называемые нейтральные рабочие группы. Именно для их формирования и будут привлекаться международные организации и представители разных стран. Этот аспект должен разбавить грузинскую сущность помощи, которую напрямую Абхазия Южная Осетия вряд ли захочет получать.
Зарубежные партнеры Грузии поддержали стратегию. Для большей популяризации концепции представители Тбилиси предпринимают дипломатические усилия по представлению проекта в разных странах и международных организациях. Подается она не иначе как новая политика, которая в итоге должна привести к интеграции страны. Уход Тбилиси от воинственной риторики отнюдь не означает, что стратегия не носит ярко выраженного антироссийского характера. На этот момент обратил внимание бывший посол России в Грузии Феликс Станевский. Он призвал Грузию до начала реализации стратегии для укрепления доверия с Южной Осетией и Абхазией подписать обсуждаемое в рамках женевских дискуссий по безопасности в Закавказье соглашение о неприменении силы. Пока стратегия не наполнена конкретным содержанием. Власти Грузии обещают подготовить программу действий ближе к лету. Отвечая на вопрос "Вестника Кавказа" о деталях документа, Якобашвили не стал называть проекты, которые могут быть реализованы Тбилиси для отколовшихся республик. Также в грузинской столице пока не знают примерного бюджета, необходимого для исполнения намеченных стратегией задач.
По мнению Алексея Власова, это может означать только одно – грузинская стратегия ни что иное как попытка ответить на независимое развитие бывших автономий. Россия признала Южную Осетию и Абхазию как независимые государства, и не станет отказываться от такого принципиального решения. Россияне открыто заявили, что будут активно помогать развитию этих стран и вкладывать финансовые средства для развития их экономик. Для Грузии чрезвычайно важно именно сейчас представить нечто стратегическое, когда спустя полтора года после признания независимости со стороны России многие страны активно интересуются экономическими возможностями ее отколовшихся регионов. Тбилиси важно сбить эту волну, предлагая в принципе невыполнимые концептуальные пункты.
Как отметили российские эксперты, период признания независимости двух новых государств может быть растянут, но рано или поздно все больше стран будут признавать независимость бывших грузинских автономий. При этом реальных возможностей для "деоккупации" у Грузии не очень много. Расчет на содействие мирового сообщества и апелляции к Европе и США укладываются в логику действий грузинского правительства. Тем не менее российские эксперты сомневаются в эффективности и действенности новой стратегии Грузии, ее применимости в существующих реалиях.
"Удаленные автономии"
Евгений Кришталёв
24645 просмотров