Как китайский BYD ”убивает” Теслу и Фольксваген
Читать на сайте Вестник КавказаЧто такое BYD?
Компания BYD или Build Your Dream (Создай свою мечту) - крупнейший в Китае производитель электрокаров, штаб-квартира которого находится в городе Шэньчжэнь. Компания, основанная в 1995 году, сегодня экспортирует автомобили по всему миру, в том числе в Европу, Южную Америку, Юго-Восточную Азию и на Ближний Восток. В США легковые автомобили BYD не продаются из-за 100-процентного налога на их ввоз, а вот электрические автобусы компании, которые производятся в Калифорнии, уже курсируют по стране. Продажи BYD в России значительно выросли в последние несколько лет. В отличие от Теслы, BYD производит не только электрические, но и гибридные автомобили, а их стоимость значительно ниже, чем у американского аналога.
С чего начиналась BYD?
В 1995 году 29-летний химик и эксперт по батареям Ван Чуаньфу уволился с государственной службы - исследовательского института - занял около $340 тысяч у родственника и открыл собственное производство батарей для мобильных телефонов. К 1997му году компания Чуаньфу зарабатывала в год около $14 млн на продаже батарей для телефонов. К 2003 году BYD стала крупнейшим в мире производителем никель-кадмиевых аккумуляторов для мобильных телефонов. В 2006 году основатель компании создал свой первый электромобиль, F3E, который внешне напоминал Toyota Corolla. В 2007 году он представил своё детище на автосалоне в Гуанчжоу: тогда над молодым предпринимателем только посмеялись из-за несовершенства автомобиля.
Всё изменилось в 2008 году, кода американский инвестор Уоррен Баффет приобрел почти 10% акций компании BYD за $ 230 млн. В конце 2008 года BYD представила свою первую гибридную модель автомобиля. За прошедшие 16 лет акции, которые приобрёл Баффет, подорожали в 10 раз и сегодня стоят $ 2,3 млрд.
В чем секрет успеха BYD?
BYD доминирует в китайском автопроме с 2015 года: тогда компании удалось превзойти местных и зарубежных производителей на самом большом в мире - собственном - рынке. Сегодня 40% китайских электрокаров и гибридов - это автомобили Вана Чуаньфу. Одно из преимуществ BYD - это относительно невысокая по сравнению с конкурентами стоимость, добиться которой удалось за счёт:
- внутреннего производства. 75% компонентов автомобилей BYD производятся дома;
- невысоких затрат на производство: на первых этапах развития компания опиралась на ручной труд, который гораздо дешевле, чем высокоточные и дорогие станки;
- новых технологий: в 2020 году BYD разработала батареи нового типа - литий-железо-фосфатные аккумуляторы, благодаря которым удалось увеличить ёмкостную мощность автомобилей.
Государственная поддержка
Огромную роль в успехе компании BYD сыграла китайская национальная стратегия развития сектора электромобилей. В 2008 году Китай пришел к пониманию того, что электрификация - это возможность частично решить проблему с загрязнением окружающей среды и сократить зависимость от поставок нефти. С 2009 года Китай вложил почти $14 млрд в развитие индустрии электромобилей в стране в виде субсидий, углеродных кредитов и инвестиций, в том числе и в зарядные станции для электромобилей. Время от времени субсидии на покупку электрокаров в Китае были настолько масштабными, что покрывали до 60% от стоимости нового автомобиля. В результате такой поддержки в Китае появилось более 480 производителей электромобилей, а BYD стала самым крупным из них.
Растущая конкуренция
До 2016 года автомобили BYD были просто доступными, но не самыми красивыми. Всё изменилось после того, как Ван Чуаньфу нанял дизайнера Вольфганга Эггера из Audi, который вместе с сотнями новых автоинженеров полностью изменил все модели BYD. Китайские автомобили стали привлекательными для тех, кто всегда останавливал свой выбор на ”американцах” и ”европейцах”. Компания Volkswagen Group, в частности, уже не может конкурировать с BYD на китайском рынке, а тем временем BYD выходит на европейский.
Европейский Союз, осознавая угрозу, которую представляет китайский автопром для его внутренних производителей, поднял ввозные тарифы на машины из Китая с 17 до 35,3%, но даже и с учётом роста налога, автомобили BYD в среднем на 25% дешевле европейских конкурентов.
Рекорды BYD
За третий квартал 2024 года BYD продала более миллиона электрокаров и гибридов по всему миру, еще два миллиона проданных автомобилей - это электро-автобусы и электро-грузовики.
- BYD работает в более чем 50 странах мира, а продает свою продукцию в 70 государствах.
- В 2024 году BYD была официальным партнёром Чемпионата Европы по футболу.
- BYD - самый крупный в мире производитель гибридных электромобилей
- За 2024 год глобальные продажи BYD выросли на 24%.