Евреи приглашают на свой праздник шалашей всех желающих
Читать на сайте Вестник КавказаТам разместили арт-объекты — три шалаша высотой в несколько метров. Эти временные постройки - творческое переосмысление и интерпретация традиционных шалашей в честь праздника Суккот.
Фестиваль организовали Российский еврейский конгресс (РЕК) в партнерстве с Московской архитектурной школой МАРШ. И.о. президента РЕК Михаил Бройтман рассказал:
Шалаш связан с явлением, когда евреи перемещались по пустыне, у нас не было постоянных домов, мы все время строили шалаши. Это часть нашей идентичности. Плюс, наша идентичность всегда связана с благотворительностью. Фестиваль «Шалаш, шалом!» — благотворительный проект. Собранные благодаря ему средства будут направлены на финансирование обучения для детей из малообеспеченных семей в еврейской общеобразовательной школе «Маалит», созданной при участии РЕК. Это школа для талантливых детей из провинции: мы стараемся им дать возможность получить хорошее московское образование. Мы хотим, чтобы дети видели еврейских предпринимателей, еврейских лидеров, интересных людей, которые чего-то достигли в своей жизни и могут вдохновить детей на то, что, в принципе, все в этой жизни возможно.
Исполнительный директор РЕК Анна Бокшицкая:
«Маалит» — это общеобразовательная еврейская школа смешанного типа. Это означает, что часть времени дети учатся онлайн и три раза в год приезжают в Москву и встречаются очно, вместе учатся, у них есть всякие интересные встречи, экскурсии. Это совершенно замечательная школа, в которой есть еврейский компонент, дети могут учить еврейскую историю, традиции, литературу, искусство, а также иврит. Нашей задачей как фонда является поддержка детей, семьи которых по разным финансовым затруднениям не могут оплатить обучение, и наша задача — этим талантливым, еврейским детям из малообеспеченных семей помочь и оплатить им обучение, таким образом, дав им надежду на лучшее будущее.
В ходе фестиваля все желающие смогут зайти в шалаши и при желании провести ритуал праздника Суккот - «вознесение лулава», во время которого произносят благословения с использованием четырех видов растений. Плод семейства цитрусовых этрога, ветви ивы, пальмы и мирта символизируют разнообразие и единство еврейского народа.
Этрог очень похож на лимон, действительно цитрусовый фрукт, плод цитрусового дерева. Их складывают вместе и специальным образом произносят благословения. Эти четыре растения символизируют большую разность между еврейским народом, что люди очень разные, но, тем не менее, собирая все эти виды растений вместе, мы говорим о единстве, о том, что мы все очень разные, но все очень ценны. Все евреи отвечают друг за друга, помогают друг другу, стараются поддержать друг друга и являются одним единым народом.
- Анна Бокшицкая.
Мне лично этот праздник Суккот очень нравится, как и всем евреям, которые, думая о своем народе, в праздник Суккот не забывают и о других: они просят благословения для всех вне зависимости от национальности. ”Шалом” - это не только приветствие, но это еще и ”мир”. То есть мы хотим, чтобы везде был мир, чтобы скорее на земле Израиля тоже наступил мир, чтобы все заложники вернулись обратно домой.
- Михаил Бройтман.
Суккот — это праздник про радость. Основная его заповедь радоваться себе, Всевышнему, близким людям, семье, друзьям, делать хорошие дела. Мы открываем наш фестиваль «Шалаш, шалом!», хотя наши шалаши не соответствуют полностью всем принципам кашерности. Это, скорее, фантазия, творческая интерпретация молодых архитекторов на тему традиционного шалаша, который евреи строят во время праздника Суккот.
- исполнительный директор РЕК.
Суккот — один из трех важнейших праздников в иудаизме, напоминает о временах исхода евреев из Египта: в течение сорока лет скитаний по пустыне они не строили жилищ на прочном фундаменте, а жили в шалашах. Согласно традиции шалаш (сукка) должен располагаться на улице, не под навесом, и представлять собой временное жилище. Сквозь ее крышу, как предписано правилами, должны быть видны звезды. Все семь дней Суккота в шалашах произносят благословения, проводят праздничные трапезы, принимают гостей.
В прошлые времена, когда евреи делали жертвоприношения, они приносили в жертву 70 быков. Считалось, что на земле живет 70 разных народов. От каждого народа была жертва - бык.
- и. о. президента РЕК.
В Суккот положено, прежде всего, жить в сукке - так называется шалаш. Нужно покинуть свой дом и переместиться во временно построенное жилище, специально построенное. Сукки, шалаши начинают строить сразу после Йом-Кипура. 4 дня отделяют праздник Йом-Кипур от начала праздника Суккот. Нужно построить такой шалаш и проводить в нем как можно больше времени. Обязательно принимать пищу, желательно позвать множество разных гостей.
- Анна Бокшицкая.
В рамках фестиваля каждый день, кроме субботы (19 октября), гостей ждут мини-экскурсии по арт-объектам. А в воскресенье, 20 октября, — угощения, кинопоказы, лекции, мастер-классы и занятия для детей. Воскресная программа обещает быть самой насыщенной, она продлится с 10:00 до 20:00 на шести локациях в Мемориальной синагоге и вокруг нее.
Арт-объекты фестиваля
«600 досок»
«600 досок» сооснователя архитектурного бюро SAGA Артема Стаборовского и преподавателя архитектурного проектирования, партнера бюро Citizenstudio Михаила Бейлина погружает в размышления об укрытии. В сооружении нет ни дверного проема, ни окон. Только четыре стены, закрывающие от окружающего мира. И небо вместо крыши. Главным декором выступает сосновая кора на торцах досок, а воздух внутри шалаша наполнен ароматом осени. Здесь развернется совместное благоустройство дома: каждый гость фестиваля сможет нанести цветными карандашами, черной и алой тушью изображение на еловую дощечку и, найдя ей место на полке, украсить аскетичный интерьер.
«ПРОфенон»
Понаблюдать за цикличностью и цветом можно будет в сукке «ПРОфенон» независимого архитектора, автора исследовательского проекта о путешествующей архитектуре «Про_Странствие» Дарьи Зайцевой. Это история про замыкание цикла и объединяющую центростремительную силу: полые полукруглые металлические колонны, перетянутые праздничными лентами, стремятся к невидимому центру сукки — внутреннему пространству, в котором собираются люди на Суккот.
«Три с половиной»
Идея созерцания неба через внутреннее солнце раскрывается в сукке «Три с половиной», автором которого выступил ведущий архитектор бюро WowHaus Владимир Изаксон. Конструкция «Три с половиной» (именно столько стен в авторском шалаше) сделана из тончайшего листа золотистой пленки с внутренней стороны и серебристой — с внешней. Выбор такого ненадежного материала обусловлен идеей полного доверия всевышнему. Увидеть небо в этом шалаше можно лишь с определенного ракурса. Как его найти? Главный ориентир — пень для медитаций.
В основном люди, конечно, там, где климат позволяет, и спят в сукке, то есть проводят в ней как можно больше времени. Несмотря на то, что все наши арт-объекты, наши шалаши являются фантазиями и творческим поиском архитекторов на тему традиционного Суккота, но одна из заповедей в них совершенно выполнена. Во всех трех арт-объектах-шалашах можно увидеть небо. Это является одним из важнейших принципов и правил при построении сукки.
- Анна Бокшицкая.
Заявок ночевать пока не поступало. Но если кто-то захочет, то мы рассмотрим. Единственное, обогрев на совести того, мы не будем нести ответственности, если кто-то замерзнет. Праздник, конечно, пришел из сухого климата, где жарко, пустыня, в октябре в Израиле вполне можно было бы ночевать на улице, что люди и делают. В наших широтах, я уверена, есть соблюдающие евреи, которые выбирают ночевать в шалашах, но мы пока таких заявок не получали. Если будут, мы с удовольствием их рассмотрим.
- Бокшицкая.
В дальнейшем фестиваль планируется сделать ежегодным. Исполнительный директор РЕК говорит:
Мы очень хотим увидеть как можно больше людей, детей, школьников, людей всех национальностей, любых возрастов, всех, кто в эти дни окажется в Москве, и тем, кому было бы интересно познакомиться с нашей традицией, с нашей историей, узнать о празднике, попробовать традиционные блюда еврейской кухни и веселиться, радоваться.