Грузия vs закон об иноагентах: почему продолжаются протесты?
Читать на сайте Вестник КавказаВ конце марта грузинские власти заговорили о необходимости закона об иностранных агентах, в первых числах апреля в парламенте Грузии начались обсуждения законопроекта - и одновременно активизировались протестные митинги и "предупреждения" Запада о возможных последствиях принятия закона.
О чем закон об иноагентах в Грузии?
Правительство Грузии во главе с новым премьером Ираклием Кобахидзе этой весной взялось за уже известный закон об иноагентах. Согласно документу, который продвигает правящая партия, организации - СМИ и НПО, преследующие в Грузии "интересы иностранных сил" должны быть зарегистрированы в государственном реестре и ежегодно предоставлять декларации с отражением всех доходов компании. За отказ от регистрации в реестре "иноагентов" планируется налагать штраф в размере $9,5 тыс.
© Фото: сайт парламента ГрузииВ реестр должны быть включены организации, чьи доходы на 20% и более поступают из иностранных источников. Спортивные федерации, организации связанные с донорством крови и физлица не попадают под закон. Цель инициативы - сделать более прозрачным зарубежное финансирование определенных организаций, в том числе СМИ, влияющих на общественное мнение.
История законопроекта в Грузии
В начале 2023 года партия "Сила народа" из парламентского большинства предложила к рассмотрению закон об иностранных агентах. Власти подчеркивали, что единственная цель, которую преследует новый закон - регулирование работы неправительственных организаций и СМИ. Но в стране началась волна митингов.
На фоне протестных настроений в обществе, было составлено два варианта закона - мягкий "грузинский" и более строгий "американский", представлявший собой попросту перевод действующего в США закона FARA. В парламенте рассчитывали, что смогут "выбрать меньшее из зол", показав либеральность "грузинской" версии закона, но протесты не утихали.
Давление оказывалось не только митингами и выступлениями оппозиции, но и отсутствием поддержки и даже критикой как со стороны Евросоюза, так и США.
В результате 10 марта 2023 законопроект "О прозрачности иностранного влияния" во втором чтении в парламенте был провален - 58 депутатов воздержались на голосовании, один выступил за, 35 проголосовали против. Законопроекта был отозван и забыт до весны 2024 года.
Почему закон вызывает протесты?
В неправительственных организациях считают, что на НПО в Грузии таким образом будут навешаны негативные ярлыки.
В оппозиции заявляют о том, что закон уравнивает друзей и врагов Грузии, имеющих иностранное финансирование, а также видят возможность укрепить свой авторитет на фоне несогласия в обществе.
Президент страны Саломе Зурабишвили также противница законопроекта. Она обещает наложить на него вето и видит в нем саботаж европейского пути Грузии. По мнению Зурабишвили, правящая партия преследует пророссийские интересы, поэтому президент даже называет "Грузинскую мечту" "русской мечтой".
© Фото: сайт президента ГрузииНа Западе также говорят, что инициатива будет иметь негативные последствия для Грузии на ее пути в ЕС. Как на евроинтеграции страны скажется возможное принятие закона - в Европе обещают оценить осенью 2024 года: в это же время в Грузии будут проводиться парламентские выборы.
В Госдепе США считают, что закон помешает "независимым медиа-организациям" предоставлять высококачественную информацию гражданам Грузии.
Генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что закон об иноагентах - действие против укрепления демократических институтов в Грузии.
Закон об иностранных агентах 2024
В апреле 2024 году грузинское правительство снова увидело необходимость высветить иностранное влияние в стране. Законопроект претерпел изменения, но минимальные: основной термин "агент иностранного влияния" заменили на выражение "организация, проводящая интересы внешних сил".
Вместе со стартом обсуждения закона, начались и новые протесты в Тбилиси, но вопрос о том, кто больше обеспокоен законопроектом, население или "внешние силы", остается открытым.
В парламенте настроены решительно и - пока - готовы противостоять давлению как снаружи, так и изнутри страны.
"Мы примем самостоятельное решение, которое в данном случае, может, не устраивает никого, кроме Грузии, но мы действуем в интересах Грузии"
– исполнительный секретарь правящей партии Мамука Мдинарадзе