Куда ведет МТК "Север – Юг": реалии и перспективы
Читать на сайте Вестник КавказаФедеральная трасса "Кавказ" связывает Владикавказ с Грозным и Махачкалой и выходит к границам Азербайджана, а значит, с введением в строй модернизированных четырехполосных участков движение по трассе станет безопаснее, а ее пропускная способность вырастет, что крайне важно для развития стратегически важного международного транспортного коридора (МТК) "Север–Юг".
Что такое МТК "Север – Юг"?
Год назад в России начали меняться привычные логистические маршруты:
- Западный транспортный коридор оказался закрыт
- Восточное и Азово-Черноморское направления - перегружены.
Торговля – двигатель прогресса, и тут на первый план вышел давно разработанный, но незаслуженно забытый Международный транспортный коридор (МТК) "Север - Юг", благодаря которому не только Россия, но и многие другие, а это как минимум десять стран, получат новые рынки сбыта и маршруты для доставки своих товаров. Конечно, для этого нужно вложить немалые деньги в его инфраструктуру, однако у проекта есть реальные перспективы стать новым Шелковым путем.
Изначально ожидалось, что маршрут свяжет Индию со странами Балтии, а Россия лишь будет транзитной страной, однако политическая ситуация внесла свои коррективы.
Особое внимание будем уделять международному коридору "Север – Юг". Это откроет новые маршруты для делового сотрудничества с Индией, Ираном, Пакистаном, странами Ближнего Востока
- Владимир Путин
Как начинался "Север-Юг"?
Еще в середине 1980-х была принята концепция создания европейских транспортных коридоров, однако ускорение глобализации заставило задуматься о продлении сети этих коридоров, чтобы включить в них приоритетные для европейской внешней торговли страны Азии. В 1999 году группа индийских, иранских и российских транспортных компаний подписала генеральное соглашение об экспортно-импортной транспортировке контейнеров по международному транспортному коридору "Шри-Ланка - Индия - Иран - Каспийское море – Россия", а на второй Евроазиатской конференции по транспорту в Санкт-Петербурге, которая прошла 12 сентября 2000 года, Россия, Иран и Индия приняли межправительственное соглашение о создании коридора "Север – Юг".
Коридор был запущен в мае 2002 года, а позднее к нему присоединились
- Азербайджан
- Армения
- Казахстан
- Оман
- Сирия.
Заявки на присоединение подавали Турция и Украина.
Узбекистан и "Север-Юг"
Теперь МТК как удобный и привлекательный маршрут рассматривает и Узбекистан, который недавно объявил о планах подключиться к международному маршруту и намерен использовать гавани в Каспийском море, чтобы значительно увеличить количество перевозимого груза и улучшить показатели товарооборота с Россией через Узбекистан и Туркменистан. Также правительство РФ поддержало планы Узбекистана выйти к пакистанским портам через Афганистан, что станет еще одним продолжением маршрута "Север-Юг".
Две проблемы МТК "Север-Юг"
Коридор заработал, но тут выявились две проблемы.
Первая проблема. Между Россией и Ираном не было прямого железнодорожного сообщения, и грузы пришлось перевозить по Каспию на грузовых судах в иранские порты, откуда железной дорогой контейнеры должны были идти дальше - на юг. Но иранские порты не были связаны с железнодорожной сетью, а те железнодорожные ветки, которые проходили вблизи них, были однопутными и неэлектрифицированными, да еще и с большими уклонами, что значительно ограничивает их пропускную способность и удлиняет маршрут.
Были и планы модернизации железнодорожной сети Ирана, и планы строительства сквозной железнодорожной магистрали из России в Иран через территорию Азербайджана, но это дорого, а МТК нужно было конкурировать по скорости и цене с традиционным морским маршрутом вокруг Европы, через Средиземное море и Суэцкий канал вокруг Аравийского полуострова. Время увеличивалось из-за перегрузки контейнеров с железнодорожного транспорта на автомобильный, а цена железнодорожных перевозок всегда выше, чем при транспортировке грузов по воде.
К тому же после усиления санкций против Ирана все международные проекты по модернизации коридора "Север – Юг" на иранской территории были заморожены, а своих средств для этого у Ирана не хватало. К тому же на Россию, отстаивающую этот проект, тоже наложили санкции, что уменьшило для иранских властей мотивацию работать в этом направлении.
Вторая проблема
Маршрут до Ирана по территории Азербайджана. Непрекращающийся конфликт в Карабахе ставил по угрозу безопасность этого участка, к тому же, США и Великобритания привлекли Азербайджан планами создания "Лазуритового коридора", который должен был связать Афганистан с черноморскими портами Грузии и с Турцией. Азербайджан всегда стремился наладить более тесные торговые отношения с Турцией, граничащей с Нхчыванской автономной республикой, но опять же мешала Армения, территория которой разделяла Азербайджан и Нахчыван.
Конечно, с экономической точки зрения пересечение двух коридоров могло оказаться выгоднее, чем просто два коридора, проходящие через одну и ту же страну. Но геополитические расклады привели к тому, что за позицию Азербайджана началась борьба, а после заключения США в феврале 2020 года соглашения с талибами вывода американских войск из Афганистана проект потерял актуальность.
Зангезурский коридор и "Север - Юг"
После победы во Второй карабахской войне осенью 2020 года в заключенном при посредничестве России соглашении Азербайджан добился права на организацию Зангезурского сухопутного транспортного коридора с Нахичеванской автономной республикой. Этот коридор крайне важен для Азербайджана, поскольку позволит связать две части государства, а еще откроет прямое сообщение с Турцией.
10 октября президент Азербайджана Ильхам Алиев сообщил о договоренности по строительству дороги в Нахчыван через Иран, добавив, что Баку работает над расширением пропускной способности коридора "Север - Юг", отметив, что достичь этого позволит прокладка авто- и железной дороги в Нахчыван.
С Исламской Республикой Иран достигнута договоренность о строительстве автомобильной и железной дорог, которые создадут возможность выхода в Нахчыванскую Автономную Республику через территорию этой страны
- Ильхам Алиев
После завершения строительства Азербайджан станет транзитной страной, а его транспортно-логистическая инфраструктура будет открыта для всех государств. К тому же железнодорожный маршрут нового транспортного коридора органично подключается к существующим железнодорожным магистралям Азербайджана и Турции, а создание Зангезурского коридора не помешает продлению на юг железнодорожного пути Самур - Баку - Астара.
К тому же коридор планируется продлить на запад после строительства в Турции железной дороги от пограничного Дилуджу до Карса.
Почувствовав потерю значимости Армении как страны-транзитера, премьер-министр страны Никол Пашинян буквально через неделю заявил, что Армения готова восстановить и открыть заброшенную железную дорогу через Мегри, соединяющую западные районы Азербайджана и Нахчыван через территорию страны.
В Армении этот проект называют "Армянским перекрестком". Но думаю, что пора сделать ребрендинг, и с этой высокой трибуны Европарламента назвать его "Перекрестком мира". Это крайне важно для реального мира
- Никол Пашинян
Тут же с трибуны Европарламента в Страсбурге Пашинян отметил, что налаживание транспортных и энергетических коммуникаций является одной из основных повесток мирного соглашения, добавив, что Мегринская железная дорога позволит не только Азербайджану и Армении, но и Грузии и Ирану получить выход на западные рынки.
МТК "Север – Юг": перспективы развития
МТК уже работает, но – пока не в полную силу. Перевозка грузов идет по трем маршрутам:
- Транскаспийскому, через порты Астрахань, Оля, Махачкала морем до иранских портов,
- Восточному – по железной дороге через Казахстан, Узбекистан и Туркмению с выходом на железнодорожную сеть Ирана,
- Западному – через Астрахань, Махачкалу, Самур по территории Азербайджана до иранской границы.
Работы предстоит много – все три основных маршрута требуют инвестиций и модернизации. В Западный нужно вкладывать средства в развитие железнодорожной инфраструктуры, в Транскаспийский - развивать порты, в том числе открыть паромное сообщение из Махачкалы. На самом интересном, Восточном, нужны реконструкция действующих железных дорог и создание транспортно-логистических и промышленных центров, в том числе на территории иранских морских портов.
В мае этого года Россия и Иран подписали документы по достройке последнего участка железной дороги западного маршрута Решт – Астара, проходящей через Азербайджан – он завершает 162-километровый участок коридора и идет от Бендер-Аббаса до Решта и от Решта до Астары, соединяя Иран с Россией и Северной Европой через Азербайджан. Иран уже построил мост через пограничную реку Астарачай с Азербайджаном и в течение ближайших двух месяцев введет его в эксплуатацию.
Развитие транспортной инфраструктуры анонсировали и руководители российских регионов, через которые проходит маршрут "Север - Юг".
Перевозки по МТК в первом квартале 2023 года выросли в два раза, достигнув 2,3 млн т, а годом ранее по нему перевезли порядка 14,5 млн т грузов. Это крайне важно для российской внешней торговли, поскольку "Север – Юг" даст стране выход на рынки Индии. К тому же, в ходе расширения коридора заработают проекты, значимые для социального и экономического развития регионов Северного Кавказа. Появятся обходы дагестанских Дербента, Махачкалы и Хасавюрта, будут модернизированы порты.
На территории портовой ОЭЗ в Астрахани уже реализуются два проекта - строительства современного контейнерного терминала и терминала для обработки зерновых культур и растительного масла. Открытие контейнерного терминала, который позволит увеличить перевалку грузов в контейнерах еще на 3,3 млн т, запланировано на начало 2024 года. Также при расширении коридора здесь не обойтись без строительства современного флота, и на астраханских судоверфях в мае заложили четыре сухогруза-контейнеровоза. Всего же запланировано спустить на воду 25 таких судов, адаптированных к работе в Каспийском море.
Увеличить пропускную способность российского участка "Север - Юг" сможет строительство станции Самур-2 рядом с российско-азербайджанской границей, которое планирует РЖД. Туда же перенесут пункт пропуска, который сейчас работает в Дербенте.
Определился и инвестор – им стал крупнейший российский банк ВТБ, который готов взять на себя все затраты по проработке международного транспортного коридора, чтобы потом представить его российским и международным инвесторам. В расширение коридора "Север - Юг" вложат и частные инвестиции.
После окончания всех работ пропускная способность транспортного коридора составит 30 млн т грузов в год, а срок доставки из Мумбаи в Санкт-Петербург сократится до 15–24 дней, в то время как маршрут через Суэцкий канал предполагает 30–45 дней. Президент России уже заявил, что транспортная артерия будет работать так же, как Суэцкий канал, как проливы Босфор и Дарданеллы.