Путин и Эрдоган встретятся
Читать на сайте Вестник КавказаПрезидент России Владимир Путин и глава Турции Реджеп Тайип Эрдоган в ходе телефонного разговора подтвердили намерение провести в обозримой перспективе двустороннюю встречу, но где и когда точно она состоится, еще предстоит согласовать, - заявил сегодня пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
"Действительно, когда Путин звонил и поздравлял господина Эрдогана с победой на выборах, с переизбранием на пост президента Турецкой Республики, президенты подтвердили свое намерение в обозримой уже перспективе провести двустороннюю встречу, где она будет и когда точно, это предстоит еще согласовать с учетом графиков двух президентов, но такое понимание, что мы к такой встрече уже готовимся, есть", - рассказал Песков.
В то же время источник в администрации президента Турции сообщил, что в ближайшее время визит президента РФ Владимира Путина в Турцию не готовится, а "лидеры находятся в постоянном контакте".
"Такой визит в ближайшее время не готовится", - заявил источник.
Ранее турецкие СМИ со ссылкой на слова корреспондента газеты Hürriyet Ханде Фират сообщили, что после инаугурации переизбранного президента Турции Тайипа Эрдогана в Анкару якобы планирует приехать российский лидер.
О чем нужно говорить Путину и Эрдогану?
Научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН, директор Центра изучения современной Турции Амур Гаджиев в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа", у Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана накопился весьма широкий круг тем для личных переговоров.
Украина
"Исходя из актуальной региональной повестки, мы видим, что на первый план выходят вопросы, связанные с конфликтом на Украине, в том числе зерновая сделка. Зерновая сделка была продлена на незначительные сроки, поскольку у России есть определенные вопросы к ее реализации, к условиям Черноморской зерновой инициативы. Возможно, что стороны пересмотрят условия этой инициативы и выработают некие новые положения для того, чтобы зерновая сделка реализовывалась так, чтобы была интересна всем участникам", - прежде всего сказал он.
"Наверняка президенты затронут вопросы, касающиеся строительства на территории Турции газового хаба. Тут все еще много неясного, в частности, кто будет покупателем газа. По транзиту более или менее понятно: через Турцию, затем Болгарию и Сербия в страны ЕС. Непонятно, как Евросоюз будет к этому относиться, станет ли покупать российский газ, поставляемый через турецкий хаб. Есть необходимость в созыве международной газовой конференции, о которой шла речь еще в начале текущего года, отложенной из-за трагических событий в Турции в феврале. Нужно договориться о параметрах газового хаба: как поставлять газ, кому и за какие деньги, а также об обеспечении участия в газовой конференции не только покупателей, но и регуляторов ЕС", - сообщил Амур Гаджиев.
"Если касаться общеукраинского урегулирования, то не исключено, что вновь посреднические усилия Турции станут актуальными. Тем более что в турецких СМИ сообщается, что после встречи с Путиным Эрдоган намерен еще провести переговоры и с Зеленским. Возможно, российско-украинские консультации при турецком посредничестве будут возобновлены", - добавил востоковед.
Сирия
"Кроме того, всегда сохраняет свою актуальность сирийский вопрос. В частности, процесс нормализации турецко-сирийских межгосударственных отношений, в том числе организация встречи на высшем уровне. Как известно, к данному моменту уже проведены встречи на уровне глав министерств обороны и разведок четырех стран – Россия, Турция, Иран и Сирия. Также 10 мая была проведена четырехсторонняя встреча на уровне глав МИД четырех стран. Теперь, если исходить из плана, озвученного Эрдоганом еще в декабре прошлого года, следующим этапом должна стать встреча между Эрдоганом и Башаром Асадом. Поэтому возможно, что какие-то параметры данной встречи могут быть рассмотрены в ходе встречи Путина и Эрдогана. Известно, что позиции Анкары и Дамаска сближаются, появляются четкие контуры сирийского урегулирования в целом", - отметил Амур Гаджиев.
"Мне кажется, назрел вопрос о комплексном взаимодействии в условиях, когда западная коалиция, возглавляемая США, продолжает присутствовать на северо-востоке Сирии и оказывать поддержку не только курдским, но и уже новым формированиям, которые создаются с участием в том числе террористических группировок. Такое положение дел заставляет ускорить данный процесс и принять срочные меры по недопущению сближения террористических элементов с курдскими вооруженными формированиями. Ведь это грозит последующим расколом Сирийской Арабской Республики, что не в интересах ни Дамаска, ни Анкары. Поэтому здесь тоже почва благоприятная для таких дискуссий. Возможно, что если не план действий, то как минимум дорожная карта уже будет обозначена в контексте нормализации турецко-сирийских отношений. Для Турции это очень актуально в условиях, когда сирийские беженцы, присутствующие на турецкой территории, продолжают оказывать нагрузку на турецкий бюджет", - обратил внимание он.
Россия и Турция
"Наверняка будут затронуты вопросы, связанные с нормализацией турецко-армянских отношений и армяно-азербайджанских отношений. Владимиру Путину есть, что сказать Эрдогану по поводу состоявшейся встречи в Москве трехсторонней между лидерами России, Азербайджана и Армении. Здесь повестка достаточно широкая. Пока неизвестно, какой характер будет у этого визита, официальный или рабочий, кто будет сопровождать Путина или Эрдогана, но что очень важно, встреча состоится после формирования нового турецкого кабмина. Уже будет выработана дорожная карта развития двусторонних отношений на будущую перспективу, поскольку стало очевидно, что турецкий избиратель сделал свой выбор не в пользу западного вектора, а в пользу внешнеполитической самостоятельности", - заявил Амур Гаджиев.
"Соответственно, российско-турецкие отношения в этом контексте будут иметь большое значение в дальнейшей турецкой внешней политике. Российско-турецкие отношения являются фактором не только региональной, но и мировой политики. Поэтому от того, как будут развиваться эти контакты, будет многое зависеть не только в регионе, но и в дальнейшем развитии полицентричного мира", - заключил востоковед.