Сергей Даниелян о послевоенном Баку. День рождения папы

Читать на сайте Вестник Кавказа

Российский продюсер Сергей Даниелян, известный по фильмам "Я остаюсь", "Дом", "Пять невест", "Домовой", сериалам "Браться Карамазовы", "Ликвидация", "Герой нашего времени", "Апостол", "Доктор Тырса" родился в Баку, работал на киностудии "Азербайджанфильм", в Русском драматическом театре имени Самеда Вургуна. Сейчас он живет в Москве, называет себя пенсионером и публикует посты в сети "Фейсбук". На днях Даниелян рассказал о том, как его отец отмечал свой день рождения в Баку 8 июня 1947 года.

"Сам папа мало что рассказывал. Стеснялся. Рассказывали другие за него. Кто? Все! Все его друзья меня посвящали в детали папиной жизни, когда я подрос. Отец отмалчивался. И, конечно, глядя на него, респектабельного и интеллигентного мужчину средних лет, многое казалось фантазией… Но это факт. Даже больше, чем факт! Так оно и было на самом деле!

В 1947 году папа поступил в АЗИНЕФТЕХИМ. Стал первокурсником и перед ним стояла непростая по тем временам задача: справить свой день рождения, пригласив и самых верных старых друзей и вновь приобретенных. Время было голодное. Перебивались кое-как. Где-то за кинотеатром "Азербайджан" был коммерческий ресторан. Название я уже и забыл… Но там было все! Вот только денег не было. На что рассчитывал отец, когда потащил туда всех друзей? Трудно сказать…

Зал ресторана был очень большим. Тогда еще не было отдельных кабинетов и все сидели в одном зале. Но умные и тактичные официанты сами разделили зал на зоны. Подальше, в углах сидели непрезентабельные клиенты, ближе к грохочущему оркестру сидели платежеспособные и молодые люди. А самые вкусные и комфортные места – любимым и крайне состоятельным клиентам. Все как положено.

Отца с друзьями посадили за большой стол в самом углу. Официанты презрительно кривили губы, но быстро принесли заказ: два баллона пива. На большее денег не хватило. Вскладчину, конечно. Пили не торопясь пиво и курили, травили байки, но осторожно, конечно. Папа был сыном репрессированного и все прекрасно понимал.

…Кстати, когда умер Сталин, то папа с мамой уже встречались. И мама ужасно плакала, а отец ее успокаивал и настойчиво объяснял: "Лилечка! Тиран умер! Ты это понимаешь? Тиран!". Но мама рыдала еще больше, испугавшись его объяснений…

…Время шло, пиво кончалось, день рождения медленно угасал… Но вдруг в ресторан вошла небольшая, но представительная группа людей. Официанты сошли с ума и запрыгали вокруг них, как мартышки. Их проводили за лучший стол. Среди них явно отличался своей значимостью тучный мужчина, который всем распоряжался. Тихо, одними бровями. Но все вокруг летало и шелестело. Папа стал его рассматривать. К нему нагнулся Октай Бабаев, папин друг, и промолвил:

 - Кямал Алиев…

 - И что?

 - Кяламбаз! (Каланбазами называли очень богатых людей, которые зарабатывали на нелегальной торговле, были цеховиками, - прим. ред.).

 - Иди ты?

 - Точно. Мой отец на него работал…

 - Какие слабости?

 - Да много… Он обожает, когда танцуют шалахо!

 - Шалахо говоришь… Сейчас ему будет… шалахо!

Папа встал из-за стола. Тут надо сказать, что танец трудный, но офигительный! Музыка быстрая, а базовые движения достаточно сложные. Но не для папы! Он танцевал как бог. Отец подошел к музыкантам и попросил сыграть шалахо. В долг, правда.

Оркестр грянул… И тут началось! Друзья говорят, что даже профессиональные танцоры так не умели танцевать шалахо, как мой папа. Папа начал танец у своего стола и, самое трудное, стал двигаться между столами в танце! Подкатил к столику Кямала и уже танцевал специально для него. Это был ураган какой-то! Кямал покраснел от удовольствия, закайфовал и стал хлопать в такт музыке. И уже все, глядя на него, стали хлопать отцу. Весь зал! Отец закончил танец. Кямал встал и похлопал уже стоя. Папа ему вежливо и с достоинством поклонился, как Народный артист, и неторопливо пошел к своему столику. Что дальше началось! Все официанты работали уже на папин стол. Пошли всевозможные закуски, вина, коньяки. Кямал бровями подзывал официантов и тихо давал им распоряжения. Стол быстро был уставлен всевозможными вкусностями и выпивкой… Это был какой-то сон… Папа с друзьями пили до самого закрытия ресторана, до ночи… А потом заботливые официанты упаковали огромное количество оставшейся еды и веселье продолжалось уже в нашем дворике до утра.

Вот так мне рассказал эту историю дядя Октай, сидя у нас дома. Я посмотрел удивленно на отца. Мол, так и было? Было, было, кивнул отец.

Вот такой был день рождения папы в далеком 1947-м…. Эх, папа… Скучаю по тебе… Какое счастье, что ты был именно моим отцом!

P.S. Сейчас про таких как папа говорят "крутой". Он и был крутым. Чудом сохранилась одна фотография... Внизу - Октай Бабаев, наверху - мой папа... Дядя Октай говорил, что наверху была железная площадка 20 на 20 см. Кто представил себе? Вот и я говорю. Они разыграли прохожих. Дядя Октай бегал внизу и кричал: "Вилен! Дорогой! Не делай этого! Ты еще так молод..." Умора. Тогда тоже шутили. Думаю, что место вы узнали, да?"