Транзитные дивиденды карабахского урегулирования

Читать на сайте Вестник Кавказа

Президент Ильхам Алиев сообщил, что уже дал предварительные инструкции по восстановлению железнодорожного сообщения между собственно Азербайджаном и Нахчываном. Этот шаг придает реальные очертания будущему транзитному коридору между страной и регионом, о котором говорится в заявлении от 10 ноября, пишет эксперт и аналитик по Южному Кавказу Пол Гобл  в материале Azerbaijan Begins Planning to Restore Rail Link to Nakchivan, Aliyev Says для Window on Eurasia.

Поскольку линия обеспечит прямое железнодорожное сообщение через Нахичевань в Турцию, шаг будет иметь серьезные геополитические последствия. Алиев также объявил, что Баку уже работает над восстановлением железнодорожных линий в Агдам и прилегающие районы, которые были возвращены стране после армянской оккупации.

Хотя президент Азербайджана в настоящее время не делал никаких заявлений, Баку, вероятно, также будет восстанавливать основные вспомогательные железнодорожные пути через другие части деоккупированных территорий, что улучшит экономическое развитие этих регионов и будет способствовать их реинтеграции в Азербайджан.

Ереван, в свою очередь, пока не объявил о возможных планах придать железнодорожное измерение транзитным договоренностям, хотя декларация от 10 ноября предоставляет стране возможность соединения с Ираном.

Это не единственные железнодорожные линии в регионе, которые могут быть созданы. Возможно, еще более важными являются планы по восстановлению работы трансрегиональных линий, соединяющих Россию, Азербайджан, Армению и Иран, а также Турцию через Армению и порты Грузии.

Из-за армяно-азербайджанского конфликта эти маршруты почти не функционировали в течение трех десятилетий, хотя, как говорит журналист ”Столетия” Алексей Чичкин, они в определенной степени были известны уже во время Первой мировой войны как ”Транссибирская магистраль Закавказья”

Российская Транскавказская железная дорога строилась поэтапно между 1865 и 1949 годами, при этом железнодорожная ветка в Турцию начала функционировать в 1899 году, а в Иран - в 1911 году. В течение 1930-х и 1940-х годов Москва строила параллельно иранской границе железнодорожную линию, соединяющую Баку и Нахчыван через Мегринский район Армении.

Эта железнодорожная сеть способствовала развитию торговли и была особенно важна для поставок военной техники с Запада в Советский Союз во время Второй мировой войны. После конфликта увеличился торговый и пассажирский трафик. Эксперты прогнозируют, что после восстановления транспортных линий торговый и пассажирский трафик вырастет на 20 и более процентов.

Особый интерес, вероятно, будет представлять разработка медных и кобальтовых рудников в Нахчыване.

Но ни одна из этих железнодорожных линий не заработает в ближайшее время, считают эксперты. Почти треть маршрута должна быть полностью заменена, потому что пути не обслуживались в течение последних трех десятилетий. Финансирование этих линий будет иметь решающее значение, поскольку только те страны, которые имеют или могут привлечь достаточные ресурсы, получат выгоду от новых железных дорог.