Чингиз Гусейнов. Окончание (после долгого молчания): пути взаимопонимания между религиями единобожия
Читать на сайте Вестник КавказаЕсли ты мусульманин, иди и живи с христианами; если христианин - живи с евреями;
если католик - живи с православными. Какая бы ни была твоя религия, общайся с людьми других верований.
Если речи их не возмущают тебя и ты можешь свободно общаться с ними, ты достиг мира.
Хафиз сказал: предмет всех религий один и тот же; все люди ищут любви,
и весь мир есть обиталище любви, зачем же говорить о мечети или о церкви!
Суфийская мудрость
Окончание. Начало см. Карантинные размышления Чингиза Гусейнова.
По праву авраамиста, которому дороги иудейская, христианская и исламская цивилизации… - вопросы, рождённые в карантине, которые, казалось бы, безответны, но и молчать, зная, что невыговоренное будет беспокоить, невмоготу.
И впрямь: ожидание, что когда-нибудь возобладают на практике идеи, высказанные раввином Иерусалима Авраамом Ицхаком Коэном Куком за дюжину лет до создания государства Израиль, и он не мог не задумываться над тем, как наладить добрососедские отношения иудеев с христианами и мусульманами, говоря, что христианство и ислам исходят из иудаизма, это бесспорно, а далее: что они несли миру идеи монотеизма, способствуют тем самым распространению еврейского вероучения… Не следует ли отсюда, что именно такая позиция, по-Куку, есть и будет основой для диалога между тремя религиями? Заявлена ли ныне хоть какая готовность к включению иудейства в диалог с христианством и исламом?
Великий Кук придерживался и плодотворной идеи, до сей поры отвергаемой ультра ортодоксами: явление Мессии – это есть процесс. И, доживи Кук, что вполне было возможно, до конца 40-х-начала 50-х годов, он бы непременно заявил в развитие этой идеи, что создание государства Израиль есть начало мессианского процесса.
Не анахронизм ли, что некоторая часть иудеев, пользуясь всеми благами государства, не признаёт вместе с тем реальность существования Израиля, и, точно продолжая диаспорскую жизнь в рассеянии, продолжает ожидать Мессию, не включаясь активно в процесс созидания государства?
Ещё вопрос: наступит ли день и час, когда Израиль засвидетельствует торжество истины и что услышаны покаянные выступления Ватикана последнего времени, что католичество, принесшее некогда столько бед иудеям, нашло в себе мужество - и да станет это образцом для других ветвей христианства – честно признать:
тяжкие обвинения против евреев-иудеев, которые высказывались на протяжении веков (в итоге приведшие, замечу, к пику антисемитизма – Холокосту), были надуманны и ошибочны, и впредь изымаются из проповедей (увы, это ещё не коснулось всех ветвей христианства);
что иудеи – старшие братья христиан, задолго до них пришедшие к единобожию;
что внутри каждого христианина сидит еврей;
что антисемитизм несовместим с христианством.
… А вот вопрос, связанный с реальностью существования в мире, Израиле тоже, условно говоря, воспользуюсь на новый лад старой формулой, иудео-христианских течений, таких, как «мессианские евреи», как «евреи за Христа», или попросту евреев, принявших некогда, живя в диаспоре, христианство, даже ставших настоятелями церквей, великими теоретиками христианства… - можно ли это игнорировать-замалчивать, побуждая утаивать своё христианство в демократическом еврейском государстве Израиль?..
Прежде чем вопрошать мир ислама во имя налаживания отношений с иудейством и христианством, замечу в пользу Корана, что в немалых его частях, избежавших вмешательства человеческого фактора, отношение к предшествующим исламу единобожиям почтительное, иначе быть не могло, ибо Коран – прямая речь Всевышнего, и Мухаммед, предупреждённый Аллахом, не смел игнорировать Его наказа ничего от себя не добавлять, не сокращать, а в точности излагать услышанное от Него, что было нарушено впоследствии приверженцами Пророка.
Но отчего иерархи ислама предпочитают айатам сходства-сближения с предшествующими единобожиями айаты противостояния-различения с ними, также наличествующие в Коране и противоречащие Божественным, а именно:
что ниспосланное Мухаммеду ранее «начертано в свитках первых, свитках Авраама и Моисея», и потому его будут укорять, что он повторяет «сказки первых»;
что «Нет божества, кроме Того, в Кого веруют сыны Исраила» (10/90);
что «Нами были избраны сыны Исраила, возвышенные знаниями над народами другими» (44/32);
«Мы поселили сынов Исраила в краю благословенном, даровав им блага… Книгу, мудрость, дар пророчества». (10/93);
«То, что Мы тебе явили, — истинно и подтверждает истинность того, что прежде являли» (6/92);
«Всякому из вас Мы устроили дорогу веры, праведный дав путь. Если б захотел Бог, сделал бы вас народом Он единым, чтоб испытать на верность тому, что даровано вам. Старайтесь же опередить друг друга в праведных делах!» «Во испытание вас создал, дабы состязаться могли в деяниях добрых» (5/48, 11/7);
«Не препирайтесь с людьми Писания иначе, как им доводы разумные являя, и не оспоривайте тех, которые упорствуют. Скажите им: Уверовали мы и в то, что нам ниспослано [Коран], и в то, что прежде было вам ниспослано [Тора и Евангелие]! И наш Бог, и Бог ваш — Бог один и тот же, Ему мы предаёмся!» (29/46,47).
В Коране признается – в русле христиан – необычность рождения Иисуса, и Он не случайно представлен как Ибн Марйам, т. е. женское имя употреблено как отчество вместо принятого мужского; сказано также: «Воистину Иисус для Бога сродни Адаму, из праха созданному» (3/59), имея в виду, что лишь оба имеют отличное от иных людей рождение — в «первого» рукотворного вдунут Божественный дух, «второй» рождён посредством Духа Его.
Не есть ли основа для взаимопонимания?
И в связи с вышеизложенным такой вопрос: что стало с намерением исламских богословов, в частности, египетских, которые в последние годы выступили с призывом «очистить наследие первых веков ислама от мифов». исследовать высказывания-хадисы Мухаммеда, их сотни тысяч, на предмет соответствия духу и букве Божественного Корана, прояснить принципы понятия «джихад», используемого ныне как орудие борьбы против мира; «призывать людей к Богу не угрозами, а через мудрость и благодарность; сформулировать достоинства монотеистических религий (ислама, христианства, иудаизма), изменив отношения между ними…».
Такой обнадёживающий проект!.. Но что с ним стало, этим намерением, решающим шагом к на? чалу взаимодействия с первыми верами единобожия?
… Услышал вопрос, на сей раз обращённый – не мой ли? - ко мне: «И ты думаешь, наивный авраамист, что будешь услышан?»