Россия делает ставку на уголь

Читать на сайте Вестник Кавказа

Согласно недавно обнародованному проекту Энергетической стратегии развития России до 2035 года, страна планирует увеличить добычу угля на внутреннем рынке до 448-530 млн тонн в год до 2024 года и до 485-668 млн тонн в год до 2035 года.  Resource World Magazine в материале Russia eyes big plans for coal production and exports, стратегия разработана Министерством энергетики России. В дополнение к значительному увеличению внутреннего производства в течение следующих 15 лет, планы предусматривают удвоение экспорта в тот же период.

В последние годы российский угольный сектор развивается крайне успешно. В 2019 году добыча угля в стране превысила 440 млн тонн, что является самым высоким показателем страны за последние 11 лет. Это, однако, только начало. В соответствии с новой стратегией, внутреннее потребление угля в России к 2035 году увеличится более чем на 12% по сравнению с текущими показателями (до 196 млн тонн), а доля российского угля на мировом экспортном рынке возрастет с нынешних 11% до 25%.

Основными рынками сбыта российского угля останутся страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Юго-Восточная Азия, Ближний Восток и Африка. Российское правительство вместе с ведущими отечественными производителями угля возлагает большие надежды на эти рынки, несмотря на недавно объявленные планы некоторых крупных мировых потребителей и производителей угля, таких как Китай и Индия, сократить долю угольного сектора во внутренней структуре энергетики в течение следующего десятилетия.

Подобные планы могут создать серьезные трудности при реализации амбициозных планов России по экспорту, принимая во внимание недавние прогнозы Deloitte Russia, заявившего, что доля угля в производстве электроэнергии на западных рынках в ближайшие несколько лет снизится почти до нуля.

Между тем аналитики российского Министерства энергетики и ряд независимых экспертов энергетического сектора считают, что для увеличения собственного экспорта Россия должна вытеснить других игроков с рынка. Последнее, по их словам, будет в основном зависеть от способности страны поддерживать производственные издержки на текущем, низком уровне.

Хотя затраты на добычу угля в России одни из самых низких в мире (с высоким качеством получаемой продукции), значительные транспортные расходы, в первую очередь на железнодорожный транспорт, делают конечную цену российского угля практически сопоставимой с ценами, предлагаемыми глобальными конкурентами российских компаний, а именно Австралией, Индонезией и ЮАР.

Аналитики возлагают надежды на энергетический уголь, мировой спрос на который, по прогнозам, будет продолжать расти в ближайший период, хотя и не более чем на 1-3% в год. Тем не менее текущая ситуация с энергетическим углем в России осложняется низкими ценами на него на мировых рынках, которые в июле 2019 года упали до самых низких показателей с июня 2016 года - всего $47 за тонну. Такая цена, по мнению аналитиков, ниже уровня безубыточности большинства производителей угля в России.

Чтобы диверсифицировать поставки угля, уделяя больше внимания Востоку, Россия планирует начать более активное развитие своей железнодорожной и портовой инфраструктуры: будет расширена пропускная способность Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. Аналитики также считают, что реализация угольных амбиций может осложниться недавно объявленными планами России по увеличению экспорта газа. В начале декабря 2019 года ”Газпром” ввел в эксплуатацию газопровод ”Сила Сибири”, по которому природный газ из Якутии транспортируется в Приморский край и Китай.