Рамиз Алиев спас блокадницу от голодной смерти в наше время

Читать на сайте Вестник Кавказа

Снятие блокады Ленинграда на протяжении нескольких десятилетий отмечалась как великая дата советской истории. В этом году празднования вышли на мировой уровень, когда президент России Владимир Путин и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху 23 января открыли в Иерусалиме памятник героям блокадного Ленинграда. Блокада длилась почти 900 дней и стала самой кровопролитной в истории человечества: от голода и обстрелов погибло около миллиона человек. Подвиг жителей города навсегда остался в сердцах многих поколений.

Недавно североосетинские СМИ рассказывали о праздновании 100-летнего юбилея Александры Ильиничны Левченко, пережившей блокаду и гибель шестилетнего сына от воспаления легких в промерзшем и голодном городе. Она родилась в станице Архонской Пригородного района Северной Осетии, рано осталась без матери, терпела издевательства мачехи. Тетя увезла сироту сначала в Москву, потом в Ленинград, где та нашла свой дом, вышла замуж, родила сына и… грянула война.

В 1942 году Левченко была эвакуирована по "дороге жизни", работала на военном заводе в Свердловске и служила на пересыльном пункте, где формировались команды военных для отправки на фронт, трудилась на стройках, в колхозах, лесорубом и каменщиком…

В 1970-е годы Александра Ильинична вернулась в Осетию и даже забрала к себе бывшую свекровь. Газета "Северная Осетия" рассказывает, что жили они во Владикавказе в двухкомнатной квартире, купленной на деньги, вырученные от продажи питерской недвижимости. Ей многое пришлось пережить, но то, что случилось в 2002 году, стало полной неожиданностью - дальние родственники оставили пожилую женщину без квартиры и средств к существованию, когда Левченко по доброте душевной пустила их к себе пожить и прописала в своей квартире.

Эти люди и выгнали ее из дома, обманным путем вынудив подписать документы об отказе от квартиры. "Выгнали меня как собаку. У меня все было, а сейчас у меня нет ничего", - говорит Левченко.

Так она оказалась на улице, сначала скиталась по чужим сельским домам - стирала, готовила, присматривала за огородами, собирала ягоды. Силы уходили…

Спасительной для бабушки стала встреча с таксистом Рамизом Алиевым. "Она и Ленина видела, и войну, и блокаду. Когда мы познакомились, она весила 36 килограмм в одежде и обуви. Столько горя пройти, столько всего пережить и оставаться крепкой духом, с таким настроем!" - рассказывает Алиев, приютивший у себя в бабушку и ставший для нее самым близким человеком.

"Многие меня тогда отговаривали от этого шага. Но я сомневался всего три дня. Так она мне в душу запала! Сейчас мы сдружились, и она для меня уже как мама, как папа, как дедушка, как бабушка, - признается Рамиз Алиев. - Хочу продать эту квартиру и купить другую - на ее малой родине - в Архонской".

"Такого сына нигде найдешь! Я многое пережила… И я буду жить!" - говорит столетняя блокадница.

Сегодня, когда чиновники, говоря о блокаде Ленинграда, призывают "сделать все возможное, чтобы такие трагедии никогда не повторялись", хочется призвать их сделать все возможное, чтобы нигде и никогда было бы невозможным повторение личной трагедии Александры Ильиничны Левченко. Кто знает, как бы сложилась ее судьба, если бы не было таких людей как Рамиз Алиев.