Вестник Кавказа

Турция и Казахстан займутся развитием региональной логистики

Турция и Казахстан займутся развитием региональной логистики

Президенты Казахстана Касым-Жомарт Токаев и Турции Реджеп Тайип Эрдоган по итогам переговоров в Анкаре подписали совместное заявление о расширенном стратегическом партнерстве. В документе, подписанном двумя лидерами, отмечено, что визит Токаева в значительной степени способствовал дальнейшему укреплению стратегического партнерства.

Одним из важнейших результатов переговоров Токаева и Эрдогана стала договоренность о сотрудничестве Турции и Казахстана в сфере двусторонних и транзитных перевозок. В рамках этой договоренности сделан фокус на увеличение грузовых перевозок по железнодорожной линии "Баку-Тбилиси-Карс" и Центральному коридору "Восток-Запад". Президенты обратили внимание на важность перевозки вагонов и контейнеров по линии "Баку-Тбилиси-Карс" через Каспийское море. Кроме того, подчеркнута важность усиления координации для эффективного и устойчивого использования "Среднего коридора".

В этой связи Касым-Жомарт Токаев отметил потенциал Транскаспийского транспортного маршрута. "В результате сегодняшней двусторонней встречи достигнуты важные договоренности. Данный визит откроет возможности для дальнейшего укрепления сотрудничества в политической, торгово-экономической, инвестиционной, культурно-гуманитарной, военно-технической и других сферах. Особенно важным представляется для двух государств использование потенциала Транскаспийского международного транспортного маршрута", - подчеркнул он.

Реджеп Тайип Эрдоган, в свою очередь, подчеркнул, что страны взяли курс на укрепление стратегического партнерства. "Мы будем сообща работать в торгово-экономической и культурной сферах, обеспечении безопасности. Мы договорились, что продолжим укреплять наши двусторонние отношения и взаимодействие в многосторонних структурах. Будем поддерживать наше единство в ООН, Организации исламского сотрудничества", – заявил Эрдоган на брифинге по итогам переговоров с Токаевым в Анкаре.

Также между странами подписаны документы о сотрудничестве в области СМИ, об организации информационного обмена и упрощения процедур таможенного контроля, о торговле услугами между республиками, о сотрудничестве в области лесного хозяйства, о сотрудничестве в области карантина и защиты растений. Кроме того, стороны подписали меморандум о сотрудничестве в области информационных технологий, протокол о сотрудничестве в области военной разведки, документы о сотрудничестве в области военных архивов, военной истории, музееведения и военных публикаций, в области образования и другие.

Токаев и Эрдоган выразили удовлетворение итогами 12-го заседания турецко-казахстанской Межправительственной совместной экономической комиссии и 7-го заседания Совместной группы стратегического планирования, состоявшихся в этом году в Нур-Султане. Стороны одобрили План совместных действий из 68 пунктов. Лидеры двух стран отметили, что указанные механизмы представляют собой полезную основу для развития новых направлений сотрудничества и проектов, обеспечивают высокий уровень динамики к развитию отношений и сотрудничества во всех областях.

Также президент Казахстана констатировал, что Турция является одним из самых важных и надежных партнеров республики на Евразийском континенте. "Турция входит в пятерку ведущих торговых партнеров Казахстана. Взаимный товарооборот между нашими странами растет с каждым годом. В 2021 году он превысил $5 млрд. Не сбавляя этих темпов, мы должны довести его до $10 млрд. Турция также является одним из 10 наших крупнейших инвесторов. Она вложила в казахстанскую экономику свыше $4 млрд", - заявил Касым-Жомарт Токаев.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" востоковед Рауф Раджабов, можно только приветствовать тот факт, что соседи Азербайджана проявляют повышенное внимание к его международному проекту "Баку-Тбилиси-Карс". "Сам Азербайджан не обладает таким объемом грузов, который делает этот проект рентабельным, и отрадно, что о его развитии договорились Казахстан и Турция. Кроме того, интерес к нему проявляет Китай, что принципиально важно, поскольку в перспективе китайская сторона будет одним из главных отправителей грузов по БТК. В связи с нынешней ситуацией вокруг Украины, транспортные коридоры через российскую территорию так или иначе оказались незадействованными в силу санкций, и значимость других маршрутов от этого выросла", - сказал он.

"Интерес Казахстана здесь очевиден. Казахстан обладает большим перечнем природных богатств, что дает ему большой потенциал для развития. Республика испытывает потребность в развитии промышленности, но сталкивается на этом пути с тем, что не имеет выхода в открытые моря и океаны. Казахстанские маршруты идут через российскую территорию, а Россия на западном направлении находится сейчас в транспортной блокаде, перенаправляя основные грузы на восток, в Азиатско-Тихоокеанский регион. Поэтому Казахстан ищет пути минимизировать ущерб и риски от ситуации вокруг Украины, и развитие транспортного коридора "Восток-Запад", частью которого является дорога "Баку-Тбилиси-Карс" – это естественный выбор для выполнения такой задачи", - сообщил Рауф Раджабов.

"Азербайджан, в свою очередь, от участия Казахстана и Турции в развитии "Баку-Тбилиси-Карс" получит понятную выгоду – возвращение вложенных финансов и рентабельность проекта. Надо отметить, что желание участвовать в коридоре "Восток-Запад" есть не только у Казахстана и Китая, но и у других государств, включая и Кыргызстан, и Узбекистан, и Туркменистан. Кроме того, есть и другой маршрут – из Афганистана через Туркменистан, Каспийское море и Азербайджан в Турцию, он тоже очень перспективен. Азербайджан в данном случае не играет на противостоянии коридоров, а работает над тем, чтобы их совместить. Это совмещение, а не противопоставление, я думаю, является тем залогом, который позволяет надеяться на успех", - заключил востоковед.

15595 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ