Турецкая лира окончательно ушла в пике – если неделю назад, 16 ноября, она обновила рекордный минимум по отношению к доллару и торговалась в 10,16 за $1, что стало крупнейшим падением национальной валюты за последние пять лет, то сегодня $1 торгуется по 12,7 лиры - курс лиры преодолел порог в 12 лир за доллар впервые с деноминации 2005 года.
Турецкая валюта ставит антирекорды уже 11 дней - это самый длинный период обвала за 20 лет, а в целом за ноябрь лира потеряла почти треть стоимости, пишет Bloomberg.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган уже выразил свою дальнейшую приверженность снижению процентных ставок: уменьшение стоимости заимствований должно сдержать инфляцию, усилить экономический рост, сократить безработицу и привести страну к победе в "экономической войне за независимость", - полагает турецкий лидер.
ЦБ Турции отреагировал на призыв президента - при инфляции в 20% он снова снизил ключевую ставку на 100 базисных пунктов, до 15%, но это вряд ли спасет лиру: в стране, напротив, растет стоимость товаров и возникают риски банковского сектора, а обесценивание валюты приняло неуправляемый характер, что сильно сказывается на доходах жителей страны. Накануне в ряде городов Турции прошли стихийные акции протеста после обвала курса национальной валюты – так, в Стамбуле и Анкаре митингующие требовали отставки правительства и ухода от власти правящей Партии справедливости и развития. Демонстрация в столице переросла в стычки с сотрудниками правоохранительных органов. Вышли на акцию протеста и жители Измира,
Крах турецкой национальной валюты отразился и на международных поставках – так, компания Apple временно приостановила продажи своей продукции в Турции, а граждане страны, пытающиеся оформить онлайн-заказы, сталкиваются с заявлением, в котором говорится: "Этот (продукт) в настоящее время недоступен". Возможно, американская корпорация вскоре пересмотрит цены на свою продукцию для турецкого потребителя.
Американский цифровой гигант пока не сделал заявления относительно своего шага.
В то же время сам Эрдоган, два дня назад выступая в в телеобращении по итогам заседания Кабмина республики, назвал попытки оказать экономическое давление на страну, в том числе путем дестабилизации ее финансовой системы, бесперспективными:
"Мы видим игру, в которую играют те, кто хочет выбить нашу страну из колеи с помощью обменных курсов, процентных ставок и повышения цен. Мы же продолжим следовать собственному "плану игры", - заявил турецкий лидер.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" главный редактор "МК Турция" и автор телеграм-канала "Повестка дня Турции" Яшар Ниязбаев, лира в настоящее время падает потому, что к этому стремится турецкое правительство.
"Действительно, экономисты говорят, что нынешнее снижение ключевой ставки в Турции является несвоевременным – при высокой инфляции, составляющей уже около 20%, уменьшать ключевую ставку нецелесообразно, ведь национальная валюта от этого только дешевеет. Но турецкие власти прямо объявили, что у них своя экономическая модель, согласно которой лира и должна подешеветь. В итоге мы видим, как эта экономическая политика была воспринята рынками", - прежде всего сказал он.
"Еще больше на настроения повлияло заявление Реджепа Тайипа Эрдогана о том, что ключевая ставка продолжит снижаться. Из-за его слов возникло недоверие к тому, что делает Центральный банк, ведь он должен принимать решения независимо, а сейчас явно находится под сильным давлением правительства. Эрдоган ведь это не очень скрывает и каждый раз показывает, что он сторонник снижения ставки, а с теми, кто против, он работать не будет. Он так и говорит, что не может не влиять на ожидания рынков", - подчеркнул эксперт.
"По сути, цель правительства – чтобы лира опустилась до определенного уровня и больше турецкие власти могли не беспокоиться о том, что доллар будет расти. Так они видят путь к снижению инфляции, а оно уже поможет решению проблемы безработицы: импортные товары станут слишком дорогими, потребители начнут покупать товары внутреннего производства, экономика перейдет к некому импортозамещению, одновременно начнет расти экспорт конкурентоспособной турецкой продукции. Инвесторы захотят вкладываться в растущую Турцию, и это улучшит макроэкономическую ситуацию, инфляция замедлится. В Анкаре понимают, что лира спускается на определенное дно, и когда это произойдет, станет возможно двигаться в выбранном направлении развития", - заключил Яшар Ниязбаев.