Транспортный коридор "Север-Юг" может стать ключом в развитии экономического сотрудничества России и Ирана, заявил вице-премьер РФ Александр Новак в среду в ходе Ирано-российского торгового форума.
"Россия заинтересована в создании международного транспортного коридора Север-Юг. Успешная его реализация, на наш взгляд, придаст мощный импульс развитию торговли со стороны Каспийского бассейна, Персидского залива", - заявил вице-премьер.
Новак подчеркнул, что "Север-Юг" является знаковым проектом, "который мог бы стать ключевым для развития ирано-российского торгово-экономического сотрудничества".
Также российский вице-премьер сообщил о росте товарооборота между странами. По итогам прошлого года торговый оборот вырос на 81%, по итогам первого квартала 2022 года - более, чем на 10%.
Как отметила в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" заведующая сектором Ирана Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Нина Мамедова, для запуска коридора "Север-Юг" необходимо достроить совсем небольшую часть инфраструктуры на иранской территории. "Совсем недавно построен железнодорожный мост в Астаре как часть коридора, дело остается за продолжением железной дороги, остался довольно короткий участок. Кроме того, требуется построить автомобильный мост и проложить современную шоссейную дорогу", - сообщила она.
"Коридор "Север-Юг", безусловно, необходим. Прежде, когда у нас были оживленные связи с Европой, коридор ставил своей целью обеспечить прохождение товаров от северных европейских стран к Персидскому заливу и далее. Сейчас, видимо, эта функция будет более ограниченной, однако "Север-Юг" все равно будет надежным транспортным путем для торговли России с Ираном и его соседями. Он всем выгоден и в перспективе может быть расширен. К примеру, может идти речь о контейнерных перевозках и о перевозках по Каспию", - подчеркнула Нина Мамедова.
"Проблем с коридором много, не все существующие пути в равной степени готовы к открытию. Санкции, которые сначала были на Иран наложены, а теперь введены против России, мешают его реализации. Тем не менее, все страны, которые затронуты этим коридором, понимают, что его необходимо построить. В частности, усилия к его завершению предпринимает Азербайджан. По сути, основное сейчас – это строительство железной дороги от Астары до Решта. Поскольку есть железнодорожный мост, нужен в пару к нему и автомобильный, он обеспечит наиболее короткий путь из России через Азербайджан в Иран. Кроме того, требуется наладить сообщение по Каспию", - добавила востоковед.
Россия может внести свою лепту в завершение "Север-Юга". "В свое время, что в Каспийске будет модернизирован порт в рамках этого коридора, однако пока это находится на уровне планов. У нас нет даже пассажирского сообщения с Ираном, а транспортный коридор должен быть всеобщим, охватывать все виды перевозок, в том числе туристические маршруты через Каспий. В принципе, для реализации проекта постоянно что-то делается, каждый год, несмотря на все санкции, какая-то частичка этого коридора вводится в строй. И важно, чтобы этот процесс не прекращался", - заключила Нина Мамедова.