Вестник Кавказа

Вместе экономики РФ и КНР cмогут преодолеть кризис

В настоящее время Россия и Китай сталкиваются с разного рода экономическими затруднениями, однако, объединив свои усилия и наладив взаимодействие друг с другом, они могут совместно преодолеть все эти сложности. К такому выводу пришли участники круглого стола "Тенденции мировой экономики: китайский фактор и цены на нефть. Что ждет Россию?", прошедшего сегодня в Москве.

По словам замдиректора Института Дальнего Востока РАН, руководителя Центра экономических и социальных исследований Китая ИДВ РАН Андрея Островского, в настоящее время в КНР довольно остро стоит проблема энергоресурсов, в связи с чем она вынуждена заниматься их диверсификацией. "Уже активно используются ветряные и солнечные ресурсы. Но все равно 66% потребления - это каменный уголь. Эту проблему Китаю надо решать с помощью повышения потребления газа и нефти. Сейчас важно, насколько быстро Россия сможет обеспечить КНР этими ресурсами", - приводит его слова корреспондент "Вестника Кавказа".

Эксперт отметил, что "если сравнить структуру российского экспорта в наше время с 1999 годом, то станет очевидно, что доля машиностроения сократилась до 1,5%". "Ориентироваться на то, что экспорт ресурсов в Китай заткнет эту дыру, не стоит. Необходимо качественно перестраивать систему, чтобы не зависеть только от продажи энергоносителей. Сейчас можно ожидать китайских инвестиций в российскую экономику, если будут созданы благоприятные условия", - считает Островскй.

Что касается экономических затруднений КНР, о которых сейчас столько говорят, то, по его мнению, Поднебесной в этом отношении "ничего не грозит". "Проблемы Китая - это перенаселение, энергоресурсы (необходимо сокращать использование угля) и экология", - перечислил эксперт.

Руководитель Российско-китайского научного финансово-экономического центра при Финансовой академии при Правительстве РФ Николай Котляров в своем выступлении согласился с тем, что на сегодняшний день дела КНР обстоят не так благополучно, как того хотелось бы. "Рост китайской экономики будет замедляться. У них есть свой ограничитель снижения динамики, отражающийся в росте безработицы", - заявил он.

Вместе с тем, "в Китае действует очень серьезное ограничение на доступ иностранных инвесторов, поэтому, при всей волатильности фондового рынка, деньги из страны не уходят".

По словам Котлярова, "отношения между Россией и Китаем сейчас претерпевают изменения". "Девальвация рубля привела к сокращению импорта. Китайский импорт становится очень дорогим. Товарооборот между Россией и КНР упал на 30%. В связи с этим нужно добиться нового качества развития наших отношений, необходимо переводить их в инвестиционную плоскость. В настоящее время доля китайских инвестиций очень мала, так как не хватает доверия и гарантий. Транспортная инфраструктура - это отдельная тема. У нас 70% грузов идет через железные дороги, но они не справляются. Есть целый ряд вопросов, которые необходимо решать", - отметил он.

Эксперт напомнил, что в настоящее время "разрабатывается проект экономического пояса Шелкового пути". Есть задача сопрягать его и ЕАЭС. Этим необходимо заниматься", - уверен Николай Котляров.

Руководитель группы исследований мировой экономики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Александр Апокин также указал на необходимость решения сложностей, связанных с транспортной инфраструктурой. "На данный момент есть проблемы с сухопутной доставкой товаров из Китая в Европу. Транссиб является самым удобным из всех путей, но существует альтернатива в виде морских поставок, например, через Роттердам. Проблема Китая заключается уже не только во внутренней инфраструктуре, но и во внешней. Отсюда вытекает необходимость развития Шелкового пути", - объяснил он.

9715 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ