Чересчур быстрое снижение инфляции нельзя назвать здоровым процессом, скорее, это составит проблему для экономики России. Об этом заявил в эфире телеканала "Россия 24" глава Сбербанка Герман Греф.
"Очевидно, что мы за это уже заплатили и будем дальше платить еще", - отметил он.
По словам Грефа, позитивный эффект от низкой инфляции виден не сразу, а лишь через несколько лет. "Сегодня ставки имеют очень большой положительный спред, что не очень хорошо в целом для инвестиционной активности. Поэтому отдачу от низкой инфляции можно будет ожидать не в 2017 году и даже не в 2018 году", - цитирует главу Сбербанка ТАСС.
Кроме того, он отметил, что одной низкой инфляции недостаточно для стабильного экономического роста, хотя она и является необходимым для него условием. "Сами по себе инвестиции не будут расти только потому, что низкая инфляция. Судьба экономического роста в руках инвестиционного климата", - обратил внимание Греф.
Глава Сбербанка напомнил, что инфляция по итогам 2017 года ожидается на уровне около 3,8%. При этом Банк России обещает годовую инфляцию в мае в диапазоне 4-4,2%. По данным Минэкономразвития, инфляция в России на 15 мая в годовом выражении уже добралась до уровня 4%, а по информации Росстата, апрельская инфляция равнялась 0,3%, а в годовом выражении рост потребительских цен замедлился до 4,1%.
Профессор кафедры "Финансы, денежное обращение и кредит" РАНХиГС Юрий Юденков в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" согласился с Германом Грефом в том, что инфляция - не панацея и не единственный фактор, жизненно важный для экономического роста в России. "Например, очень важна волатильность рубля, которая сейчас буквально зашкаливает, отпугивая потенциальных инвесторов. И становится очевидным, что низкая инфляция сама по себе не свидетельствует о стабильности экономики", - поведал эксперт.
По его словам, ЦБ чересчур фанатично взялся за снижение инфляции, будучи убежденным в том, что одно это сделает рынок привлекательным для инвестиций, упустив при этом остальные показатели, имеющие большое значение для бизнеса. "Например, зачищая банковский сектор, они попутно серьезно осложнили жизнь ряду предприятий, которые существовали именно за счет лишенных лицензий кредитных организаций", - уточнил профессор кафедры "Финансы, денежное обращение и кредит" РАНХиГС.
Он пояснил, что небольшая инфляция - это нормальное явление для любой экономики, и даже в Советском Союзе была инфляция, она составляла 2-3%. "Инфляция неизбежна в любой здоровой экономике. 2-3% - это вполне нормально, поскольку вы делаете новые изделия, они лучше, растет стоимость материалов, растет стоимость работ. Конечно, когда инфляция составляет 15%, это плохо для бизнеса, хотя и хорошо для банков. Но жертвовать ради низкой инфляции всеми остальными факторами нельзя", - подчеркнул Юрий Юденков.
Профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ ВШЭ Александр Абрамов уточнил, что Банк России, стремясь всеми путями снизить инфляцию, преследует как раз цель возбуждения инвестиционной активности. "Его исходные посылы таковы, что при стабильности макроэкономики, которая выражается прежде всего в стабильности инфляции, инвесторы, как внешние, так и внутренние, смогут лучше планировать свои инвестиционные горизонты, и поэтому они придут в страну", - поведал он.
Эксперт признал, что низкая инфляция несет ряд позитивных моментов. "Она позволяет осуществлять сбережения. Расчеты показывают, что при инфляции выше 4,5% в год сложно добиться позитивной доходности по портфелям пенсионных накоплений, так что и у бизнеса, и у населения при низкой инфляции появляется желание сберегать, потому что вырастают шансы получить реальную позитивную доходность. Кроме того, низкая инфляция позволяет населению не платить косвенный инфляционный налог в виде роста цен, таким образом, способствуя улучшению благосостояния", - пояснил профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ ВШЭ.
Однако на сегодняшний день инвестиционный климат в России, несмотря на низкую инфляцию, неблагоприятен, в основном, за счет отсутствия гарантий сохранности инвестиций. "Нет стабильных правил игры, сохраняются большие девальвационные риски из-за однобокой структуры экономики. Фактически Центробанк ушел в один очень узкий ориентир и перестал заниматься всей остальной экономикой. А ведь Банк России – это еще и мегарегулятор, он несет полную ответственность за состояние инвестиционного климата. При этом в последние год-два своего направления он не меняет. Таким образом, ЦБ взял на себя много задач, а отвечать хочет только за инфляцию", - заключил Александр Абрамов.