Необходимость проведения второго тура президентских выборов в Грузии стала неожиданностью для правящей партии "Грузинская мечта – демократическая Грузия", однако их результат практически никак не отразится на балансе политических сил в стране. Об этом в эфире "Радио Sputnik" рассказал эксперт "Вестника Кавказа" Матвей Катков. Выпуск, вышедший в эфир 28 ноября, был посвящен президентским выборам в Грузии.
По словам эксперта, "Грузинская мечта" не рассматривала президентские выборы как важное политическое событие, так как полагала, что победа достанется ей практически без борьбы. Однако результаты первого тура стали неожиданностью для лидера партии Бидзины Иванишвили.
"Выборы, вопреки ожиданиям правящей партии, оказались яркими и интересными. Это была настоящая политическая борьба, которой "Грузинская мечта" не ожидала. Правящая партия предполагала, что для победы будет достаточно первого тура, однако это оказалось не так. Кроме того, кандидатура Саломе Зурабишвили была выбрана достаточно поздно, можно вспомнить, как незадолго до выборов грузинская пресса пестрила заголовками о том, что выборы приближаются, а правящая партия до сих пор не определилась со своим кандидатом. Можно предположить, что Иванишвили рассматривал выборы президента до некоторой степени как событие проходное", - отметил Катков.
После первого тура руководство "Грузинской мечты" стало гораздо активнее, так как победа оппозиционного кандидата, члена бывшей правящей партии "Единое национальное движение" (ЕНД) Григола Вашадзе перестала казаться чем-то нереалистичным.
Однако, по словам эксперта, несмотря на серьезную политическую борьбу, результат выборов, каким бы он ни был, едва ли смог бы изменить сложившуюся в стране ситуацию из-за конституционных поправок, сильно урезающих президентские полномочия.
"Не стоит забывать, что в результате конституционных поправок президент лишился множества полномочий. "Грузинская мечта" начала проводить активный курс по сокращению президентских полномочий и переходу к парламентской модели. Эта программа была подтверждена по итогам парламентских выборов 2016 года, когда была создана конституционная комиссия. Эти действия встретили сопротивление как со стороны оппозиции, так и со стороны президента Георгия Маргвелашвили. Сложилась даже парадоксальная ситуация, когда президент, борясь против конституционных поправок, оказался в одном стане с оппозицией", - напомнил эксперт.
"Поэтому, с одной стороны, конечно, президентские выборы, - это выборы главы государства, это яркая и интересная политическая борьба. Но едва ли они что-то изменили бы, потому как реальная власть как была у "Грузинской мечты", так и останется у нее, даже если бы победил Григол Вашадзе", - отметил эксперт.
При этом Катков отметил, что избиратель голосовал не за политическую идею, а прежде всего, за конкретную фигуру.
"Для многих избирателей вопрос того, кто победит на выборах трансформировался в вопрос, сможет ли бывший президент Грузии Михаил Саакашвили вернуться к власти. Фактически, это была борьба между Бидзиной Иванишвили и Саакашвили, хотя Саломе Зурабишвили формально является независимым кандидатом. Григол Вашадзе точно также прочно ассоциируется с ЕНД, хотя он является кандидатом от объединенной оппозиционной партии "Сила в единстве", - продолжил эксперт.
"Так или иначе, правящая партия заранее подготовилась к худшему для себя сценарию, существенно урезав президентские полномочия. С точки зрения реального изменения ситуации гораздо более важными окажутся парламентские выборы 2020 года. Некоторые грузинские эксперты даже убеждены, что нынешние выборы "Грузинская мечта" рассматривает как генеральную репетицию парламентских выборов. Точно также к предстоящим парламентским выборам готовится и оппозиция", - заключил эксперт.