Вестник Кавказа

Как уничтожить сирийское химическое оружие мирным путём? - мнения экспертов

Очередной поворот в развитии ситуации вокруг Сирии произошёл в этот понедельник, когда был опубликован долгожданный доклад спецкомиссии ООН, расследовавшей применение химического оружия под Дамаском. Доклад, однако, не внёс ясности в главный вопрос: кто же устроил химическую атаку на мирное население 21 августа, так как лишь подтвердил факт самого использования химоружия на сирийской территории. В итоге, США не получили доказательств своих обвинений официальных властей Сирии и по-прежнему придерживаются плана по установлению международного контроля над сирийским химическим оружием, согласованного в субботу в Женеве госсекретарём Джоном Керри и главой МИД РФ Сергеем Лавровым.

Российские эксперты - президент ПИР-Центра Владимир Орлов и директор информационных проектов ПИР-Центра Андрей Баклицкий - рассказали сегодня о том, как будет реализовываться этот план, каковы перспективы вывоза химического оружия из Сирии и его последующей ликвидации, как обстоит ситуация с оружием массового уничтожения на Ближнем Востоке в целом и как может быть применён предыдущий российско-американский опыт сотрудничества в области оружия массового уничтожения.

В первую очередь Владимир Орлов оценил результат переговоров в Женеве как прорыв, благодаря которому было заключено беспрецедентное соглашение. "Нигде за последние годы нельзя вспомнить ситуации, когда оружие массового уничтожения уничтожалось. В последний раз это было на территории Казахстана, Беларуси и Украины в период распада СССР, но это было в мирное время. В 1990 году это же было в Ираке, но обстоятельства опять же были другие", - пояснил он, почему соглашение беспрецедентно, отметив, что его необходимо реализовывать немедленно, так как доверие между Россией и США оставляет желать лучшего и нет гарантий того, что Штаты не нападут на Сирию, если захотят.

Говоря о докладе инспекторов ООН, Орлов отметил, что, хотя и было установлено применение химического вещества, труднопроизводимого в кустарных условиях, в ракетах класса "земля-земля", это вовсе не свидетельствует о вине официальных войск. Как и многие другие российские эксперты, Орлов напомнил о логике, по которой Асаду просто нет нужды убивать собственных мирных граждан. "Есть другой вопрос - насколько эффективно Дамаск может защищать своё оружие в условиях гражданской войны? Не было ли сговора между людьми, которые работают на военных объектах и симпатизируют оппозиции, и боевиками?", - обратил внимание эксперт на подобный сценарий обстрела Гуты.

Орлов выразил мнение, что России не следует поощрять разоружение Сирии, пока та не получит достаточные гарантии безопасности. "Сейчас уже выписан чек Саудовской Аравией на свержение Асада. И кто-то чувствует себя обязанным этот чек отработать. Существует риск, что договорённости Лаврова-Керри будут погребены под инициативами монархий Персидского залива", - предупредил эксперт, добавив, что результатом уничтожения химоружия не должен стать сигнал боевикам, "что им всё можно".

Между тем, по его словам, нельзя не приветствовать того факта, что Сирия выразила готовность присоединиться к договору о неиспользовании оружия массового уничтожения, хотя и не обязана была этого делать, так как, к примеру, Израиль в подобные договоры не входит. Между тем, стране сейчас необходимо полностью задекларировать свои химические объекты, так как обеспечение физической защиты, учёта и контроля носит принципиальный характер.

Андрей Баклицкий, в свою очередь, напомнил, что с точки зрения самого процесса уничтожения химического оружия Сирия не представляет собой уникальный случай. "Мы находимся в стране, которая сама эта оружие уничтожает. На основе нашего опыта мы можем делать предположения. В Сирии сейчас 1000 т химоружия, в РФ за год уничтожено 4 тыс т. Если всё сирийское химоружие перевезти в Россию, то мы с этим можем справиться где-то за 4 месяца - если остановить все наши процессы", - оценил минимальные сроки эксперт, добавив, что на территории Сирии уничтожение оружия займёт куда большие сроки, вплоть до того, что на строительство одного специализированного завода уйдёт до двух лет.

Таким образом, заключил Баклицкий, вывоз химоружия неизбежен. Направления - либо в Россию по морю, либо в Иорданию и Турцию, где это оружие можно складировать. "Но пока, по сообщениям, ни Турция, ни Иордания, ни Россия от такой перспективы не в восторге. Мы должны понимать, что это огромный инфраструктурный проект", - подчеркнул эксперт. При этом прецедентов по вывозу пока ещё не было, хотя, по большому счёту, неважно, не имеет значения, уничтожено ли было оружие, либо оно находится под международным контролем.

"Мы все забываем, что речь идёт и об уничтожении заводов по производству, что тоже занимает несколько лет. Сроки с середины 2014 года - это некий идеальный дедлайн, но говорить, что после этого на территории Сирии совсем ничего не останется из химических мощностей, вряд ли придётся", - сказал в завершение встречи Баклицкий.

6930 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября