В Грузии с новой силой разгорелся политический конфликт, начавшийся в правящей партии "Грузинская мечта - демократическая Грузия" из-за назначения судей в Верховный суд страны. Сегодня о решении покинуть ряды партии заявила бывшая глава юридического комитета парламента Эка Беселия, а следом за ней и депутат Леван Гогичаишвили, в результате чего партия в перспективе рискует потерять конституционное большинство.
СМИ предполагают, что в ближайшее время "Грузинская мечта" может остаться без Гедевана Попхадзе и Беки Нацвлишвили.
При этом остающиеся члены правящей команды полагают, что потеря конституционного большинства не станет трагедией. Например, первый вице-спикер парламента Тамар Чугошвили прокомментировала, что сожалеет об уходе Беселия, но конституционное большинство, по ее мнению, "абсолютно излишне для любых властей".
"Лично я действительно не зациклена на конституционном большинстве, поскольку абсолютно не считаю его правильным и полезным. Что касается развивавшей с конца декабря и существовавшей в последний период напряженности, вероятно, ее кульминацией было вчерашнее пленарное заседание. Хотелось бы, чтобы результаты были достигнуты на фоне меньшей напряженности, однако иногда для этого необходимо желание обеих сторон", - приводит слова депутата "Новости-Грузия".
Руководитель Института стратегии управления Петре Мамрадзе в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" заявил, что даже если "Грузинская мечта" утратит конституционное большинство, это лишь оздоровит политическую ситуацию в стране. "Конституционное большинство, при том, что легитимность среди населения в значительной степени утеряна, поддержки нет, и это показали президентские выборы, особенно первый тур, ничего хорошего не давало. Кое-кто воротил делами, как хотел, не считаясь даже с лидером партии (Бидзиной – прим ред) Иванишвили. Так что, я думаю, что это здоровый процесс", - отметил эксперт.
Он напомнил, что при президенте Михаиле Саакашвили подобные демократические дискуссии были невозможны в принципе. "Все решалось "тройкой" - Саакашвили и его двумя сподвижниками-силовиками. А потом штамповали – хоть парламент, хоть Совет юстиций, хоть что угодно, и никто не думал и не решился бы обсуждать кандидатуры судей. Во многих постсоветских странах такая ситуация и сейчас. А в Грузии это надо приветствовать, что обществу не понравились кандидаты из-за своей репутации", - продолжил Мамрадзе.
При этом выход Беселия и Гогичаишвили из "Грузинской мечты", по словам эксперта, еще не означает раскола в правящей партии. "Госпожа Беселия не пользуется ни в народе, ни внутри парламента уважением, репутацией, чтобы ее уход мог вызвать раскол. Более того, известно было всем, что ее собирались мягко "уйти" с поста председателя юридического комитета с повышением на должность, где бы у нее не было тех рычагов", - напомнил эксперт.
Он также высказал предположение, что позиция едва ли сможет извлечь для себя из сложившейся ситуации существенную выгоду. "Конечно, они (оппозиция – прим ред) будут постоянно делать заявления, что дескать нет больше суда и так далее. Между тем, самые авторитетные международные организации, такие как Heritage Foundation и другие, ввели грузинские суды, в годы после смены режима, в число наиболее эффективных и независимых судов Европы, на 18 месте в Европе, а среди стран Восточной Европы, включая Польшу, Венгрию, Чехию, страны Балтии, Грузия на первом месте. Поэтому сторонники Саакашвили говорят о кризисе, однако реальной поддержки здесь не имеют", - заключил эксперт.
Несколько иначе сложившуюся в правящей партии ситуацию оценивает член "Экспертного клуба Грузии" Вахтанг Маисая. По его словам, речь идет не только об утрате "Грузинской мечтой" конституционного большинства, а вообще о существовании партии как таковой. "Фактически нынешняя "Мечта" становится поздним "Союзом граждан Грузии" (партия Эдуарда Шеварднадзе, победившая на выборах в 1995 году, но позднее распавшаяся на три противоборствующих фракции – прим ред). Они по такой стезе начали развиваться. Так что в этом контексте я думаю, что история еще раз возвращается на круги своя", - отметил эксперт.
Он также добавил, что в дальнейшем раскол станет только сильнее. При этом добавил, что в стране грядет крупный политический кризис, так как расколом в "Грузинской мечте" оппозиция воспользоваться уже не в состоянии из-за собственной слабости. "Оппозиция сама уже как разбитое корыто. Это уже не оппозиция, а карикатура на оппозицию. В Грузии назревает кризис, правящая коалиция разбивается на части, а оппозицию вообще сняли со счетов как таковую", - заключил эксперт.