В конце прошлой недели участники "финансовой" G20 (главы Минфинов стран-участниц) провели встречу в Москве, где обсудили ключевые вызовы, стоящие перед мировой экономикой. Среди прочего был рассмотрен план по борьбе с уклонением от уплаты налогов транснациональными корпорациями. По итогам встречи министр финансов России Антон Силуанов рассказал об этом проекте журналистам, отметив, что при его принятии на осеннем саммите глав стран-участниц G20 в Санкт-Петербурге существенно изменится возможность бороться с "уклонистами", использующими лазейки двойного налогообложения и увеличится транспарентность их финансовой деятельности.
"Вестник Кавказа" попросил прокомментировать содержание и перспективы этого проекта гендиректора центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International ("Трансперенси Интернешнл") Елену Панфилову. В первую очередь она подчеркнула, что в основе проекта было положено желание участников как G20, так и G8 предотвратить повторение экономического кризиса 2008 года. "В какой-то мере государства признали, что они утратили контроль за движением средств, в том числе и налоговых, крупных транснациональных корпораций. И в принципе, принятие системы мер - это был вопрос времени. Принятие системы мер, которые более чётко бы прописывали полномочия государства в индивидуальном качестве и коллективном в контроле за движением этих средств и их распределением и дальнейшим использованием", - пояснила Панфилова.
На государственном и межнациональном уровне, отметила она, для этой цели можно повысить прозрачность отчётности крупных транснациональных корпораций, в частности, раскрыть их налоги, доходы, расходы и средства, которые они выплачивают различным государствам. "В этой плоскости лежит большое количество уже существовавших добровольных инициатив, таких как, например, инициатива по раскрытию платежей в добывающий секторах экономики, к которой присоединилась значительная часть стран. Но опять-таки, в целях повышения глобального контроля за финансами, и в первую очередь налоговыми потоками, наиболее эффективными будет транснациональное раскрытие информации, что раньше практически не делалось", - подчеркнула Панфилова.
Затем, G20 постарается эти проектом взять под контроль и снизить влияние на финансовые рынки и на экономические рынки в целом влияние офшоров и всех возможных иных налоговых схем, которые существовали и бурно процветали на рубеже тысячелетий. "По ходу событий кризиса выяснилось, что, в общем-то, очень часто вполне себе легально инструменты, связанные с офшорным юрисдикциями, использовались не на благовидные цели, а на цели, связанные с уклонением от налогов и на цели, связанные с отмыванием преступно нажитых доходов и сомнительных серых доходов, вывод незаконный или сомнительный капиталов из-под юрисдикции, обладающим более жёстким налоговым контролем", - объяснила она необходимость этих мер.
План, несомненно, будет принят на осеннем саммите в Санкт-Петербурге, тем более, если сами главы Минфинов проголосовали за проект единогласно, однако эффективность проекта всё же под вопросом. "Потому что очень много блестящих инициатив, что G20, что G8 в момент принятия казались просто прорывными и фундаментально меняющими расклад сил в сфере прозрачности, в сфере подотчётности, финансов, налогов, в общем, таких инициатив было довольно много. Саммиты проходят каждый год, но беда в том, что не все государства считают подобные совместные обязательства обязательными и не бегут сломя голову исполнять заложенные в них инструменты", - пояснила Панфилова свои сомнения.
"Есть такой университет в Торонто, который каждый год публикует доклад о выполнении странами этих самых обязательств. И надо сказать, что не все обязательства, принятые на саммитах, выполняются безоговорочно. Выполнение некоторых обязательств затягиваются на годы, а то и на десятилетия. Я вам приведу один пример. На предыдущем саммите G8 в Санкт-Петербурге в 2005 году была принята инициатива по контролю за движением средств для борьбы с коррупцией в среде высших должностных лиц. Как мы видим по окружающей действительности, не то, чтобы что-то сильно изменилось сейчас в мире в этой области. Так что не всегда обязательства моментально превращаются в действия. Но чтобы быть непредвзятой, нужно сказать, что многие всё-таки нашли своё воплощение в жизни. Так что это зависит от доброй воли государств", - резюмировала гендиректор центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International ("Трансперенси Интернешнл") Елена Панфилова.