Объем государственного и частного долга в мире в 2017 году достиг рекордных $184 трлн, что эквивалентно 225% глобального ВВП. Такие данные содержатся в обзоре Международного валютного фонда (МВФ).
В настоящее время мировой долг в среднем превышает $86 тыс в расчете на человека, что более чем в два с половиной раза выше среднего дохода в расчете на душу населения.
В тройке крупнейших мировых заемщиков оказались США, Китай и Япония. На них приходится более половины объема глобальных долгов, что превышает их долю в общемировом производстве, отмечает "Интерфакс".
В своих расчетах МВФ учитывает данные из 190 государств.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" председатель правления Национальной валютной ассоциации Дмитрий Пискулов, подобный уровень закредитованности экономик отдельных государств все же не означает близкого глобального экономического кризиса. "Долг или кредит всегда являлся ускорителем экономического роста: предприятие берет кредит, покупает станки, увеличивает производство (если есть спрос). Выплата долговых обязательств – это нормальная практика привлечения капитала, и многие страны, особенно США, а также Евросоюз как эмитенты международных валют, выпустили множество государственных, корпоративных и частных облигаций для финансирования расходов на развитие и производство. У многих стран отношение долга к ВВП выше, чем 100%, но считать долговую нагрузку на одного человека не вполне корректно, поскольку долговые обязательства, как правило, относятся к корпорациям или государствам, а не к населению (которое закредитовано иначе – берет кредиты в банках)", - напомнил он.
"Неконтролируемый рост долга, с одной стороны, является плюсом, поскольку так развивается национальное производство, а страны, которые не используют долговые обязательства, вынуждены финансировать производство только за счет бюджетного цикла и продаж. С другой стороны, неконтролируемый рост долга чреват тем, что в какой-то момент инвесторы могут потерять доверие к долгу той или иной страны или корпорации, если увидят, что она не в состоянии обслуживать этот долг. Здесь важно понять, о каких странах идет речь. Есть страны, которые выпускают долги в американских долларах или евро, они должны получать внешнюю валюту для того, чтобы обслуживать долг, а значит, им требуется разумно и ответственно относиться к использованию выпуска облигаций внешнего долга и вообще долгов для финансирования. Например, РФ достаточно аккуратно выпускает еврооблигации – у нас долг по отношению у ВВП на уровне 10-20%, потому что мы понимаем, что эти деньги придется отдавать", - рассказал Дмитрий Пискулов.
"При этом США и еврозона могут наращивать объемы финансирования за счет долгов практически неограниченно, поскольку способны просто напечатать себе валюты для того, чтобы профинансировать обслуживание долга. Понятно, что у них существуют правила и законы, которые ограничивают эту возможность неконтролируемого печатанья денег во избежание инфляции, но все же такая возможность у них есть. Поэтому вероятность дефолта госдолга США и еврозоны низка. В то же время, многие страны еврозоны находятся на критическом уровне, у них уровень госдолга высок, обслуживание облигаций плохое, инвесторы не хотят покупать облигации, особенно у стран Южной Европы – Италии, Испании, Португалии и Греции. Им необходимо печатать деньги для наращивания расходов, но правилами ЕЦБ о максимальном госдолге и инфляции это запрещено. Италия хочет сейчас на это пойти, там идут прения об увеличении выпуска облигаций для развития экономики. То есть в каждом случае нужно смотреть на возможности стран и корпораций обслуживать свой долг. Общая цифра действительно велика, но она вписывается в экономическую теорию, которая говорит, что использование кредита мультиплицирует экономический рост", - обратил внимание экономист.
"То есть кризиса из-за этой статистики ожидать не стоит. В основе кризисов лежат структурные проблемы экономики, связанные с производственным циклом занятости, производства, выпуска и потребления. Финансовые потоки его лишь опосредуют. Общий долг может расти до тех пор, пока компании и государства в состоянии выпускать и обслуживать его. По мере роста мирового ВВП, финансовых рынков и международной торговли мы видим рост этих показателей. На самом деле, если денежно-кредитная политика США будет идти в сторону ужесточения и прекращения выпуска денег, то сокращение предложения американской валюты во всем мире может вызвать ее недостаток, в таком случае, в том числе, это может иметь эффект на потоки валюты обратно в Америку и возможность властей США собирать средства для финансирования долга. Но, разумеется, лишь до тех пор, пока они опять не включат печатный станок", - заключил председатель правления Национальной валютной ассоциации.