Летом будущего года Армянская АЭС в городе Мецамор остановится на два месяца на плановые работы по продлению срока ее эксплуатации. Еще четыре месяца – до и после полной остановки – станция будет работать с половинной нагрузкой.
Работы по реализации проекта по продлению срока эксплуатации АЭС на десять лет будет проводить российская компания Росатом совместно с армянскими экспертами: начнутся они весной 2017 года и продлятся около полугода, - передает РИА Новости.
Правительство Армении в марте 2014 года приняло решение о продлении сроков эксплуатации второго энергоблока АЭС в связи с задержками в строительстве нового ядерного энергоблока. Россия и Армения уже заключили соглашение, согласно которому армянское правительство получит кредит на финансирование этих работ в размере $270 млн и $30 млн в качестве гранта, однако срок службы Армянской АЭС после ремонтных работ может оказаться недолгим: дело в том, что в последние годы гидро-, тепловые и атомная электростанции вырабатывают примерно по одной трети электричества в республике, а Евросоюз, с которым Армения налаживает деловые отношения, потребовал в обязательном порядке закрыть Армянскую АЭС взамен на сотрудничество.
И ресурсы для этого есть: заместить АЭС можно в первую очередь гидроэлектростанциями – так дешевле. Причем сделать это в состоянии даже уже имеющиеся в стране каскады ГЭС – Воротанский и Севано-Разданский, если хватит "большой воды", при общем среднем потреблении электроэнергии в 2,2 млрд кВт/ч в 2018 году способны выработать порядка 1,08 млрд и 0,4 млрд кВт/ч в год соответственно.
Помимо них в стране действуют Разданская и Ереванская ТЭС, вырабатывающие в общей сложности почти 1,5 млрд кВт/ч в год, и по подсчетам, электроэнергии Армении вполне хватает. Проблема заключается в том, что соседний Иран является единственной страной, которой Армения продает до 1 млрд кВт/ч своего электричества в обмен на газ, и ни одна из сторон не собирается отказываться от столь выгодного для них товарообмена.
Как пояснил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев, пока речь идет лишь о временной приостановке, связанной с проверкой и обновлением, ремонтом оборудования, а не решением закрыть Армянскую АЭС.
"Учитывая особенности геополитического положения Армении, ее отрезанности от ЕАЭС, полностью исключать атомную генерацию из энергетики рискованно. По крайней мере, в среднесрочной перспективе, поскольку гидрогенерация носит относительно нестабильный характер, зависит от погодных условий, и не только в Армении, но и в любой другой стране. Соответственно, кроме этого, есть возможность увеличения газовой генерации. В принципе, такие возможности у Армении есть за счет поставок российского и иранского газа, но есть и определенные риски. Надежность этих поставок связана с тем, что магистраль газа проходит по территории третьей страны, а также существует риск, связанный с нагорно-карабахским конфликтом", - поведал эксперт, добавив, что для Армении как ни для любой другой страны на постсоветском пространстве важно все-таки поддерживать дифференцированность энергетики.
"Сейчас многое делается в возобновляемой энергетике Армении, последние месяцы есть прогресс, особенно в части солнечной энергетики, но пока это носит локальный характер. Солнечная энергия не способна составить существенную долю суммарной выработки электроэнергии. Поэтому я, честно говоря, пока не вижу у Армении, по крайней мере, экономически и геополитически оправданной возможности отказаться от собственной атомной генерации", - выразил мнение Алексей Белогорьев, пояснив, что ни одной из других постсоветских стран, закрывших свои АЭС, не удалось полноценно восполнить потери в электроэнергии.
"Страны, которые эксплуатировали АЭС, продолжают это делать. В энергобалансе многих стран атомная энергогенерация, особенно в Украине, играет очень большую роль. Наоборот, есть пример, постсоветской Белоруссии, которая ввела в эксплуатацию свой первый блок. Скорее, пока мы наблюдаем обратную тенденцию. То же самое сейчас происходит в Турции. Что касается Западной Европы, то там возобновляемая энергетика получила устойчивое развитие и она даже выигрывает по стоимости, вытесняя пока не столько угольную, сколько пока атомную генерацию. Например, Германия. На постсоветском пространстве такой тенденции нет - у нас возобновляемая энергетика во всех странах находится на начальном этапе развития. И в любом случае маловероятно, чтобы в перспективе ближайших 10-15 лет стала конкурентоспособной атомной: я таких примеров пока просто не знаю", - заверил заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов.
На вопрос, можно ли ожидать, что Армения все же оставит АЭС работать на том минимуме, который не сможет заместить за счет других источников, эксперт ответил: "Если технологически такое решение будет возможно, Армения его примет. Что касается вопросов безопасности, уменьшение или увеличение мощностей не влияет на этот показатель", - заключил Алексей Белогорьев.