Культуры России и Кавказа так долго и плодотворно живут бок о бок, обогащая друг друга, что разделять их уже не только невозможно, но даже не очень верно, заявил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" руководитель Департамента культуры Москвы Александр Кибовский.
"Вообще, как мне кажется, когда мы начинаем задавать вопросы и пытаемся каким-то образом культуру Кавказа отделять от общероссийских процессов, это не очень верно. Да, действительно, есть этническая, национальная, историческая самобытность и самоценность, конечно. Но мы настолько уже давно исторически сплетены вместе, что даже трудно понять, где происходит это самое размежевание. Оно же идет не по Кавказскому хребту. Тем более, культура не знает границ и никаких таких естественных преград", - подчеркнул он.
"Само собой разумеется, что если мы возьмем с вами, допустим, Арама Хачатуряна, то он замечательно ставил у нас гигантские музыкальные постановки и произведения, но исполняли их, естественно, танцоры, которые были русскими по национальности. И наоборот: когда произведения русских композиторов прекрасно исполняют представители Кавказа. Сейчас Тамара Гвердцители великолепно исполняет произведения Булата Окуджавы, совершенно по-своему их аранжируя, совершенно по-другому представив все это. Если мы возьмем Булата Шалвовича Окуджаву, то понятно, что есть совершенно проникновенный цикл произведений, ориентированных именно, взывающих к кавказским традициям. Но при этом он не разделим от нашего Арбата, от Москвы, от фронтовой Москвы. Поэтому мы настолько плотно переплетены, что сегодня даже трудно выделить", - считает Кибовский.
"И мы таким же образом ходим по Армянскому переулку, по Большой Грузинской. Это уже настолько сроднилось с нашей повседневной жизнью, что, еще раз скажу, невозможно отделить одно от другого. Поэтому естественно, что Москва - это гигантский мегаполис, где перемешаны все культуры, национальности, традиции, и в этом ее, может быть, своя особая самобытность и свое значение, в отличие, допустим, от чопорного, очень грамотно выстроенного Петербурга. В этом, конечно же, есть вклад тех народов Кавказа, тех их представителей, которые у нас здесь в силу исторических причин жили, работали, творили, и он, конечно, неоценим. Более того, география этого очень обширна, потому что речь идет не только о центральной части Москвы. Например, тот же самый храм на Соколе, который там был всегда, в ограде этого храма находится могила Багратиони. И сегодня уже его никто не воспринимает как храм, который был в свое время, давным-давно, еще в XVIII веке построен специально для диаспоры, которая проживала тут. Сегодня это нормальный, полноценный храм, куда ходят все москвичи, которые живут в этом районе. Это является самым ярким примером того, что наши народы давно живут вместе, взаимодействуют вместе, являются абсолютно родными и близкими друг другу", - сказал он.
"Только что мы праздновали 70-летие Победы и как раз проводили такую акцию - "Лики войны помнет мир спасенный". Фотографии Егорова и Кантария со знаменем Победы во всех видах у нас по всему городу были представлены. И эти оба человека, в данном случае русский и грузин, уже неотделимы друг от друга. Это единый символ нашего общего государства и нашей Победы. Я думаю, что это - самый лучший символ той эпохи, и в общем-то этим все сказано", - резюмировал глава столичного Департамента культуры.