Вестник Кавказа

В чем суть турецкого скандала вокруг Конвенции Монтрё

В чем суть турецкого скандала вокруг Конвенции Монтрё

В Турции развернулась нешуточная борьба за Конвенцию Монтрё, международное соглашение, которое регулирует проход кораблей через проливы Босфор и Дарданеллы. Недавно спикер парламента Турции Мустафа Шентоп заявил, что президент Реджеп Тайип Эрдоган "хоть завтра" может выйти из Конвенции. Его заявление вызвало жесткую критику, около сотни бывших адмиралов написали открытое письмо, где выразили свое беспокойство возможным выходом Турции из международного соглашения 1936 года. Этот выпад возмутил турецкое руководство, и после того, как генпрокуратура начала расследование, 14 адмиралов были арестованы.

Почему же договор вызывает столь бурные эмоции? Дело в том, что он накладывает на Турцию определенные обязательства. Согласно Конвенции Монтрё, проливы Босфор и Дарданеллы объявлены свободными для торгового судоходства, то есть Турция ничего не получает с транзита, хотя могла бы зарабатывать несколько миллиардов долларов в год. Мало того, что проливы не приносят деньги, Турция еще и обязана контролировать заход в Черное море военных судов нерегиональных стран - их общий тоннаж не может превышать 45 тыс т, а в Черном море они не могут находиться больше 21 дня. Другими словами, Турция не должна пускать американский флот, если их тоннаж превышает установленные нормы. Закрывать Босфор и Дарданеллы Анкара имеет право в случае угрожающей ей войны.

Для одних политических сил Турции, которые сегодня находятся по большей части в оппозиции, соглашение 1936 года является гарантией суверенитета страны. Для сторонников Эрдогана и тех, кто пытается отказаться от наследия Ататюрка, Конвенция Монтрё – кабальное соглашение, подобно Версальскому договору для Германии после Первой мировой войны. По большей части тема Конвенции сейчас – вопрос внутриполитической борьбы, считает главред "МК Турция", автор телеграм-канала "Повестка дня Турции" Яшар Ниязбаев.

"В Турции общество поляризовано. И этот вопрос как раз один из ключевых, которые делят общество на две части. Одни считают, что Турция приняла условия Лозаннского мирного договора, а потом и условия Конвенции Монтрё, потому что она была тогда слаба и не могла настоять на своих условиях. При этом, если смотреть на то, что предлагает эта Конвенция по регулированию черноморских проливов, и то, что было в Лозаннском договоре, то там заметна большая разница: Монтрё – определенная победа турецкой стороны, потому что был возвращен суверенитет над проливами", -прежде всего указал он.

"В то же время, в Турции есть определенные круги, которые вполне готовы были бы поддержать Эрдогана, а ему нужна политическая поддержка, потому что сейчас его позиции не так сильны, как ранее. Для победы в 2023 году ему нужны союзники", - сказал эксперт в беседе с "Вестником Кавказа".

Ниязбаев отметил, что по опросам Эрдоган, если бы парламентские выборы состоялись сегодня, не смог бы вместе с националистами из MHP набрать 51% голосов. Но, делая ставку на возрождение Османской империи, он может претендовать на поддержку оппозиционной партии Saadet.

Политические очки политическими очками, но теоретический выход Турции из Монтрё будет иметь серьезные международные последствия. Сейчас никакой платы за проход торговые суда не платят. Но представьте себе, если Анкара введет пошлины? Цены на отдельные товары моментально вырастут. Достаточно вспомнить, что через проливы проходит порядка 3% мировых поставок нефти. Однако не так страшна торговля, как военное дело. Все те ограничения на проход военных кораблей, о которых говорилось выше, оказываются под риском: что, если Турция начнет пропускать в Черное море американские авианосцы? Формально Россия такое решение может оспорить, ведь конвенция регулирует не только проход кораблей, но и их тоннаж и время нахождения в Черном море.

Однако США успеют воспользоваться тем временем, которое Москва и Анкара потратят на разбирательства в международных судах, и подвести, к примеру, авианосец "Гарри Трумэн" к Севастополю. О том, что в России серьезно относятся к судьбе Конвенции Монтрё, можно судить по заявлениям Кремля. В ноябре прошлого года Дмитрий Песков уже заявлял, что Россия "надеется на незыблемость норм свободы судоходства через черноморские проливы".


Стоит добавить, что тема договора Монтрё появилась во многом из-за планов строительства Турцией Стамбульского канала параллельно Босфору. В отличие от Босфора, этот морской коридор будет находиться в полном подчинении Турции. Что уже точно ясно, так это то, что иностранным торговым судам придется платить за транзит через него. А что же с военными кораблями? Будут ли на них распространяться ограничения Конвенции Монтрё? Это ключевой вопрос. Скорее всего, договор будет распространяться на фрегаты и линкоры, идущие не только по Босфору, но и по новому каналу, ведь в документе говорится не только о проходе, но и о пребывании в Черном море. Нет разницы, откуда внерегиональный военный корабль попал в Черное море, главное, чтобы его тоннаж не превышал 45 тыс т и он не находился там больше трех недель. Возможно, именно из-за этой тонкости руководство Турции и решило вынести на обсуждение соглашение Монтрё.

По самым оптимистичным оценкам, на строительство Стамбульского канала уйдет около 10 лет, однако реакцию внутри страны и за ее пределами изучают уже сейчас. Арест генералов показывает, что внутреннее сопротивление Эрдоган будет жестко пресекать. Хотя, если действовать чересчур топорно, можно проиграть следующие президентские выборы 2023 года. Что касается международной реакции, то здесь все обстоит намного серьезнее. Для отказа от Монтрё придется договариваться с рядом стран, включая Францию, Британию, Россию, Японию, Грецию и так далее. При одном сценарии Анкара может пойти на сделку со странами НАТО и в обмен на разные бонусы предложить им, свободу военного прохода в Черное море. В то же время, скажем, если Россия инвестирует в строительство Стамбульского канала, то на лучшие условия может рассчитывать она.

Это все, конечно, сценарии и расклады. Как все будет на самом деле, покажет время. В любом случае российской дипломатии нужно быть очень активной на турецком направлении, чтобы не позволить ущемить свои интересы при возможном пересмотре конвенции Монтрё.

37070 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября