На этой неделе котировки акций российского нефтегазового сектора обрушились вслед за падением нефтяных цен. Отказ от продления сделки ОПЕК+ негативно повлиял на рубль, который обновил свои минимумы с января 2019 года. Сегодня вечером цена за баррель Brent достигла $35, а WTI торговалась ниже $33. Одновременно курс доллара на Московской бирже вырос на 1,8%, до 72,7 рубля, а курс евро - на 1,88%, до 82 рублей. Оценку действиям России в сложившейся ситуации в интервью "Вестнику Кавказа" дал председатель Совета Торгово-промышленной палаты РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза.
- Можно ли считать ситуацию на нефтяном рынке беспрецедентной?
- Конечно, прецеденты в истории были и в начале 1990-х, и, в некоторой степени, в 2014 году. Но сегодняшняя ситуация беспрецедентна в том, что она не прогнозировалась. Не было никаких серьезных оснований предполагать, что ситуация на нефтяном рынке, когда уже много лет достаточно успешно работает ОПЕК+, вдруг разрушится. Я не нахожу никаких разумных объяснений для данной ситуации. В этом плане она беспрецедентна.
Резкие заявления, которые прозвучали со стороны всех основных производителей нефти, говорят о том, что все настроены на активное ведение "военных" действий рынке нефти. Очень сложно прогнозировать, что будет происходить дальше.
- Как вы оцениваете выход России из сделки ОПЕК+?
- У меня нет этому разумного объяснения. Мы увеличим объемы поставок, но при падении цены на нефть в полтора раза не приобретем дополнительных доходов. Те объяснения, которые дает министр энергетики [Александр Новак], меня лично не устраивают. Мы нарастим доходы в рублях и формально будем выполнять свои обязательства по бюджету. Если цель была именно такая - уронить курс рубля и обеспечить доходы бюджета только за счет курса, то мне это представляется слишком тривиальным решением.
Мне ближе идея о том, что Россия начала определенную игру, сделала эти громкие заявления, чтобы все-таки в дальнейшем договориться с Саудовской Аравией о более приемлемых для себя условиях. Думаю, что все-таки компромисс будет найден, потому что иначе все это необъяснимо.
- Ближе к лету можно ожидать достижения компромисса?
- Скорее всего, да. Нужно время для того, чтобы все успокоились, для того, чтобы все реально оценили свои возможности, последствия. Уже на трезвую голову, имея четкое понимание того, что надо делать в этой ситуации, можно садиться за стол переговоров. В результате мы этот год потеряем для экономики, но, надеюсь, что все-таки здравый смысл возобладает.