Турция проведет президентские выборы досрочно – 24 июня 2018 года вместо 3 ноября 2019 года, одновременно пройдут парламентские выборы. Такое решение было принято президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом для скорейшего перехода государства на новый строй – президентскую республику. О том, что стояло за этим решением и каковы будут его последствия, "Вестник Кавказа" побеседовал с руководителем политического направления Центра изучения современной Турции Юрием Мавашевым.
- Юрий Юрьевич, по вашей оценке, какие причины могли побудить Эрдогана перенести выборы на полтора года?
- Чтобы дать оценку этому на первый взгляд неожиданному шагу, необходимо проанализировать события годичной давности. 16 апреля прошлого года состоялся Конституционный референдум в Турции, посвященный изменению государственной формы правления страны с парламентской на президентскую республику. На референдуме были одобрены поправки в Конституцию, согласно которым президент становится полноценным главой государства, должность премьер-министра упраздняется, а роль парламента становится более номинальной. Также стоит отметить, что введен единый день голосования, то есть одновременные президентские и парламентские выборы.
У того, что выборы перенесены на более ранний срок, причем как президентские, так и парламентские, есть несколько причин. Для Эрдогана сейчас крайне необходимо обеспечить нужную ему конфигурацию в парламенте, и соотношение парламентских сил, на мой взгляд, является одним из тех факторов, которые побудили президента интенсифицировать процесс перехода на президентскую республику. У Партии справедливости и развития сейчас нет безусловной поддержки электората, условно говоря, 50% партию поддерживают, но они весьма и весьма колеблются, кроме того, часть тех, кто изначально выступал за эту партию в прошлом, не согласны с ее современной политикой. Есть городская элита, которая иначе видит то, как должен реализовываться политический ислам, основа идеологии Партии справедливости и развития и президента Реджепа Тайипа Эрдогана. В таких условиях президенту требуется провести выборы вовремя, дабы получить лояльный парламент, иначе он получит серьезное препятствие в будущем в лице законодательной ветви власти. Электоральные предпочтения формируются, в том числе, теми депутатами, которые будут избраны как в парламент, так и в местные органы власти во время муниципальных выборов.
В итоге президент проводит выборы тогда, когда он может себе позволить, чтобы победить и гарантировать свою власть, такова внутренняя политика. Внешне он говорит о том, что надо продолжать борьбу с терроризмом в Сирии и Ираке, но это не причина переноса выборов, а, скорее, следствие внутренних турецких проблем – Эрдоган не может открыто сказать, что стал неуверенно чувствовать себя в Турции, что растут протестные настроения в Стамбуле и Анкаре. Кстати, на Конституционном референдуме в Стамбуле и Анкаре население выступило против поправок в Конституцию, а это означает, что крупные турецкие города против расширения полномочий президента, что они видят будущее республики иначе, чем Эрдоган. Вызовом для президента является и то, что ряд сторонников политического ислама хотели бы видеть вместо него других лидеров.
Ситуацию усложняют и кадровые проблемы, связанные с тем, что в ПСР было очень много перетрясок из-за организации Фетхуллы Гюлена, существенно повлиявших на баланс политических сил в стране. Заметьте, что одна из реформ уже вступила в силу – теперь президент может возглавлять список какой-либо партии, хотя раньше турецкие президенты были беспартийными. Это неслучайно, как и то, что Эрдоган в мае прошлого года стал председателем ПСР – теперь он, так или иначе, сливается с партией. Назначая досрочные выборы, он имеет в виду укрепление и пошатнувшихся позиций своей партии, помимо, разумеется, того, что Эрдогану необходимо скорейшее вступление в силу всех поправок в Конституцию для обретения всех новых полномочий.
- Как этот перенос выборов повлияет на избирательную кампанию в Турции и итоговые результаты самого Эрдогана?
- В оставшиеся два месяца Эрдоган сможет капитализировать успехи, достигнутые в Сирии и Ираке в антитеррористической борьбе против YPG, и защититься от любых непредсказуемых событий, которые могут произойти в следующие 1,5 года (а международная обстановка может измениться как угодно). У Запада сейчас очень непростое отношение к России, представляющей некую восточную альтернативу западным государствам, и Эрдоган понимает, что с Турцией может произойти нечто подобное антироссийской кампании. Он не хочет ждать, когда это произойдет, и понимает, что, быть может, времени на такие ожидания и не осталось и нужно здесь и сейчас нарушить расчеты своих недругов как внутри страны, так и за рубежом, пока не начались новые протесты, стихийные или организованные. Времени нет, слишком стремительно идут процессы в международной жизни, безусловно влияющие на внутреннюю политику Турции просто из-за геополитического расположения. Республике не спрятаться от мировых проблем, она в любом случае на передовой, как мост между Европой и Азией. Кроме того, сейчас на Турцию устремлены очень многие взгляды..
Что касается прогноза результатов, то у Эрдогана есть возможность победить если не в первом туре, то во втором, где нужно получить простое большинство. Успеет ли оппозиция за такой короткий срок выдвинуть кого-то из кандидатов – большой вопрос, и здесь тоже кроется расчет переноса выборов: президент сбивает все расчеты оппозиционеров, которые вполне могли бы выдвинуть единого кандидата. Не исключаю, что конкуренцию Эрдогану составит Мерал Акшенер от "Хорошей партии", отколовшейся от союзной президенту Партии националистического движения, вполне вероятно, что за нее проголосует немало избирателей. Президент, несомненно, видит, что у оппозиции очень большой потенциал, свидетельство тому, например, марш в почти 1 млн человек, который собрал лидер Народной республиканской партии Кемаль Кылычдароглу, не самый популярный человек в стране, который не может быть конкурентом Эрдогану, и потому стремится гарантировать свою победу.
- Что изменится для Турции с переходом уже в июне на полностью президентскую форму правления?
- Очень важно, что, что президент станет главнокомандующим и армейское руководство отойдет на второй план. Также произойдет окончательное сращивание государственного и партийного аппарата, как раз потому, что теперь президент – это глава партии власти. Из-за этого никакой человек, не состоящий в Партии справедливости и развития или не лояльный ей, не сможет занимать высокие государственные посты. Примерно как у нас в советскую эпоху, когда беспартийный человек не мог претендовать на государственную должность, не мог стать академиком или профессором. Теперь и в Турции для карьерного роста в государстве будет обязательно вступить в партию. Также в стране больше не будет премьер-министра, будут только вице-президенты. Таковы изменения, ожидающие Турцию по новой Конституции.