Вестник Кавказа

Владимир Захаров: «Мы приговорены к тому, чтобы дружить с Китаем»

Мария Сидельникова

В День дипломатического работника старший преподаватель факультета мировой экономики и мировой политики Школы востоковедения Высшей школы экономики, дипломат Владимир Захаров рассказал «Вестнику Кавказа» о перспективах российско-китайского сотрудничества. 

- Поздравляю вас с профессиональным праздником. По вашему мнению, что такое дипломатия? Это наука, какой-то набор навыков или искусство?

- И первое, и второе, и третье. Я не хочу сейчас цитировать какие-то классические определения дипломатии, свод правил, который касается международных отношений внешней политики того или иного государства или государств в целом. Но дипломатия касается и бытовых отношений. Когда о человеке говорят, что он дипломатичен, это может иметь двоякий смысл. Например, подразумевается желание скрыть какую-то правду или часть правды, желание хитростью достичь определенных целей. В современной дипломатии принимаются все способы и методы, которые породила внешняя политика, международные отношения на протяжении своего существования. Поэтому я считаю, что дипломатия это и наука, прежде всего, международное право, на котором зиждется дипломатия, и большое искусство. Посмотрите на нашего министра - он говорит, как пишет и пишет, как говорит. Это редкое качество человека, который обладает таким даром предельно хорошо знать язык, причем не один, а английский и другие, и четко отражать все это на бумаге,  своих мыслях, в публичном поле. Он и оратор, и публицист, он и человек, который способен вступить в полемику, найти четкие аргументы для того, чтобы доказать свою истину. Дипломатия это еще и аппарат - Министерство иностранных дел, посольства, консульства. Дипломатия еще подразумевает переговорный процесс. То есть определений много, но главное, что она предполагает круг людей, которые могут поддерживать отношения, способны решать задачи в интересах своей страны, своего государства, своего народа.

- Вы долго работали в Пекине. Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития российско-китайских отношений?

- Как говорил Мао Цзэдун, перспективы большие, только пути их достижения не совсем прямые. Стимулом для развития отношений является то, что мы два больших государства, одно самое многонаселенное, второе самое большое по территории. Граница у нас составляет больше 4 тысяч км, поэтому мы приговорены к тому, чтобы дружить и сотрудничать. Этот геополитический фактор мы должны это учитывать. Китай сейчас является первой-второй экономической сверхдержавой мира. Если взять паритет покупательной способности, то китайцы уже вышли на первое место, а по абсолютным данным, пока находятся на втором месте. Многое нас объединяет в вопросах внешней политики. Мы плотно сотрудничаем в Совбезе ООН и всегда практически голосуем солидарно. В очень редких случаях мы расходились в каких-то позициях, но в целом наши позиция в международных организациях едина. Интерес объясняется и тем, что Китай, естественно, нуждается в наших минеральных ресурсах. Здесь есть большие проекты, связанные с нефтью, с газом, с лесом и с получением технологий. Здесь открываются большие перспективы, но, к сожалению, пока нет серьезных рывков в плане кредитов, инвестиций. Факторов, которые говорят в пользу развития нашего сотрудничества с Китаем достаточно много, но мы мало знаем друг о друге, узнаем что-то через западные СМИ. Здесь происходит эффект искаженного зеркала, когда часть информации доходит в неправильной трактовке. Наши СМИ пока слабо представлены в Китае.

- Как, на ваш взгляд, можно изменить ситуацию?

Нам надо учить китайский язык, китайцам - русский. В 100 российских вузах ведется активное изучение китайского языка, но изучается он не совсем в такой активной фазе. Большое количество вузов, где изучается язык, вовсе не говорит о том, что это происходит качественно. Люди осваивают язык, как правило, если едут на практику, либо на продолжительную учебу в Китай. Количество китайских студентов, которые сейчас учатся в России, около 10 тысяч. Никто такой статистики точной не знает. Наших студентов в Китае примерно столько же. Причем наши студенты выбирают обучение в Китае на коммерческой основе. Это говорит о большом интересе, но пока не соответствует целям, которые поставили наши руководители в области образования. Была озвучена такая цифра, что в ближайшем будущем количество студентов, обучающихся в вузах двух стран, должно достичь ста тысяч. Эта цифра не соответствует реалиям. Нам далеко до этого.

Конечно, количество могло быть больше, если было бы более масштабным экономическое и практическое сотрудничество между нашими странами, которое востребовало бы такое число студентов. Но пока мы находимся на не очень активном уровне. Хотя у нас работает несколько Институтов Конфуция - это своего рода центры культуры, центры, где изучается китайский язык. Они, как правило, закрепляются на межвузовской основе в наших учебных заведениях. Но и это не спасает, потому что китайский язык сложный, выучить его достаточно трудно - нужно освоить иероглифику, нужно освоить тоны. Но главное, чтобы знания были востребованы. Чтобы это было не хобби какое-то, а отвечало бы реальной обстановке. Пока у нас в этом смысле нет большого продвижения.

- Возможно ли сближение через развитие туризма?

- Да. Число китайских туристов растет достаточно активно. Если взять наши основные музеи, Эрмитаж или московскую Третьяковскую галерею, то основные иностранные туристы там китайцы. В Китае сейчас моден экологический туризм – многие зимой едут на подледный лов на Байкал, а летом предпочитают дышать свежим воздухом на Байкале, либо совершать путешествие по Волге. Есть такой даже ”красный туризм”. Они садятся на пароход где-нибудь в Твери или в Москве и путешествуют, скажем, до Ульяновска, посещая места, связанные с именем Ленина, других революционеров. Сейчас они восстановили под Москвой музей, где проходил Съезд Коммунистической партии Китая. Теперь китайские группы, помимо достопримечательностей в Москве, еще идут посещать и этот музей, где проходил Съезд КПК в 1920-е годы.

Мы должны использовать все возможности для того, чтобы лучше знать друг друга, приглашать китайских туристов сюда, потому что это дает и экономический эффект. Если у нас будут происходить подвижки и в практической области, в экономической области, это укрепит наше сотрудничество, наше общее стремление жить в мире и использовать связи для укрепления нашего взаимодействия во всех областях.

16195 просмотров