В январе в России и других республиках бывшего СССР отмечают 76 лет с начала контрнаступления советских войск в битве за Кавказа. Одной из основных задач вермахта было нанесение поражения советским войскам на южном фланге Восточного фронта, выход к Волге и Кавказу. Германия нуждалась в нефтяных ресурсах региона, чтобы продолжать глобальную войну на истощение противника. О значении битвы за Кавказ и Моздок-Малгобекской операций научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков рассказал "Вестнику Кавказа".
- Какую роль в срыве германского наступления сыграла Малгобекская оборонительная операция?
- Она особенно выделяется как один из ключевых моментов в срыве германского наступления на юге нашей страны, обороне Кавказа - немцы просто завязли в оборонительных боях, а мы начали готовить свое наступление. Это было важно для всех жителей страны, потому что речь шла об обороне Кавказа, стратегических нефтяных районов. Неизвестно, как сложилась бы ситуация, если бы эти районы попали под немецкую оккупацию. Это очень важно сегодня понимать в плане общей стратегии и общей победы всех народов Советского Союза в годы Великой Отечественной войны.
- Сейчас идет неделя памяти жертв Холокоста…
- Страдали все жители нашей страны. У немцев был план – тотального уничтожения евреев, цыган, славянских народов. 75% населения Советского Союза планировалось сослать в Сибирь, а остальные стали бы в качестве рабов обслуживать 4-5 млн немцев, которые бы заселили территорию нашей страны. Эти планы и сорвала Красная армия, не позволившая не только в нашей стране, но вообще во всем мире, проводить политику окончательного уничтожения еврейского населения, и спасшая европейские народы. Мы тогда спасали и европейские гуманистические ценности. В этом огромная заслуга советского народа, всех народов нашей страны, которые объединились во имя общей цели.
- Чем чреваты попытки пересмотра результатов Второй мировой?
- Если нас морально разоружат, у нас не будет истории. Можно предъявлять различные претензии экономического, территориального и другого плана к нашей стране. Тогда Россия будет казаться страной без памяти, без истории, которую можно колонизировать, унизить. Никто из больших мировых игроков, прежде всего США, не заинтересован сегодня в сильной России. У них есть свои экономические взгляды на будущий мир, они хотят гегемонии. Россия не дает этим планам осуществиться, потому и обрушивается информационный поток негатива на нашу страну. Исторически разоружить значит морально разоружить нас и переписать итоги Второй мировой войны, в том числе Нюрнбергский процесс. Это грозит новыми ростками фашизма. Это самое страшное.