1 октября 1924 года в подвальном этаже дома в Большом Гнездниковском переулке, где раньше располагались кабаре "Летучая мышь", начал свою жизнь Московский театр сатиры. В этом году театру исполнилось 94 года. О жизни театра Сатиры "Вестнику Кавказа" рассказал заслуженный деятель искусств России, директор театра Мамед Агаев.
- 1 октября вы отмечали праздник?
- Для зрителей программы не было, а для коллектива, естественно, каждое 1 октября - праздник. Однако в следующем году в день 95-летия мы устроим для зрителей всенародный праздник театра Сатиры. К тому же в следующем голу исполняется 85 лет художественному руководителю театра Александру Ширвиндту.
- Театр стареет или, наоборот, молодеет?
- Молодеет. К сожалению, у нас из ведущих "великанов" остались только Александр Анатольевич Ширвиндт и Вера Кузьминична Васильева, которой 30 сентября исполнилось 93 года.
- Есть какая-то преемственность поколений? Удается ли сохранять эту высокую планку, которой всегда отличался театр?
- Слава Богу, пока держимся. Тяжело, но держимся. Пока есть такие люди как Вера Кузьминична и Александр Анатольевич, Юрий Васильев, Алена Яковлева, театр будет держаться, потому что они воспитывают молодежь.
-Ваш театр всегда отличался большим числом выдающихся актеров. Можно сказать, что зрители до сих пор ходят именно на конкретных актеров?
- Я горжусь, что наш театр - фамильный театр. У нас служили были великие артисты - Миронов, Папанов, Мишулин, Ткачук, Васильева, Аросева, Пельцер. У каждого артиста были свои зрители. Сейчас они уже бабушки-прабабушки, но все равно ходят в память об этих артистах.
- За время существования театр много раз переезжал. С 1964 года вы занимаете помещение на Триумфальной площади. Планируете ли вы осваивать новые площадки или в этом нет нужды?
- У нас в зале 1200 мест. Бывают дни, суббота и воскресенье, когда мы играем по три-четыре спектакля. У нас есть еще Чердак Сатиры, там на малой сцене тоже играем. Заполняем зал ежедневно. Это большой труд. Слава Богу, ходит народ, зрителей меньше не становится. Поэтому нам достаточно этого помещения, и мы с гордостью живем в этом доме.
- Планируются ли гастроли?
- Гастроли для театров не выгодны. Раньше Министерство культуры СССР выделяло деньги каждому театру для поездок на гастроли. Мы ездили в Владивосток, в Казахстан, в Азербайджан… Сейчас каждый театр, если и куда-то едет, должен договариваться с продюсерами – какие-то расходы они берут на себя, какие-то расходы - мы. Гастроли для артистов нужны, чтобы обрести новое дыхание, новых зрителей. Сейчас мы ездим в Америку, в Израиль, в Германию. Раньше ездили на Украину один-два раза в месяц. В Азербайджане последний раз мы были пять лет назад мы были, но думаю, в следующем году по приглашению президента Ильхама Гейдаровича Алиева обязательно поедем в Баку. Ждем этого с нетерпением.
- Это уже подтвержденная информация? Можно обнадежить бакинцев?
-Конечно. Если президент пригласил, этот вопрос не обсуждается.
- Репертуар обсуждается? Что привезете?
- Это по желанию принимающей стороны. Если он захотят видеть конкретных артистов, то спектакли с их участием и повезем.
- Вы лично часто бываете в Азербайджане?
- Два раза в год. Зимой неделю, и летом 10-15 дней. Это моя Родина, там похоронены мои родители. Меня тянет на Родину. Когда я бываю в Нахичевани, живу в основном в горах. Это мое детство. Возвращаюсь всегда с новыми силами.
- Насколько я знаю, ваши актеры бывают в Баку не только по долгу профессии...
- По сложившейся традиции ежегодно 5-6 работников театра гостят в Баку. Я горжусь, что в последние 10-15 лет город так изменился - Баку можно сравнивать только с Парижем. При этом азербайджанцы очень любят гостей, с уважением относятся к ним. Если перед нашими артистами будет выбор, ехать в Америку или в Баку, то они выберут Баку.
- Баку, Азербайджан - это такое аутентичное место, где есть свои традиции, обычаи. Возможно, что-то, что вы впитали в детстве, вы привнесли в театр?
- В нашем театре интернациональный коллектив. Я ничего не поменял в этой семье, я чуть добавил свою азербайджанскую традицию.
- Какая она?
- Уважение к страшим, в первую очередь. Уважение к своим подчиненным. Я - член коллектива, никогда выставляю себя директором, меня и так любят и уважают. Уборщица или актриса - для меня все равны. Меня так учили, так воспитали.
- Но все-таки именно вам приходится гигантскую машину театра заставить работать без сбоев…
- Мне повезло - я вырос в театре. Это помогает, хотя театр - сложный организм. Но директор и руководит для того, чтобы найти общий язык со всеми, не имеет значения - механик, монтировщик, радист или народный артист. Если ты находишь со всеми общий язык, тогда проблем нет. Когда все на своих местах - помощники, заместители, завтруппы, тогда легко работать. У меня очень сильные заместители, профессионалы, знающие свою работу. Я могу спокойно вечером уходить, зная, что здесь остаются профессиональные люди и все на своих местах.
- Если говорить о репертуаре, есть ли какие-то новые постановки, которые вы подготовили для зрителя?
- Театр без премьер не может жить. Каждый год минимум три спектакля выпускаем. Но у нас дефицит режиссеров. У всех спектакли расписаны на 10 лет вперед. Поэтому или Александр Анатольевич сам ставит, или приглашаем режиссеров из Питера, из Минска приезжают.
- При Щукинском училище действует азербайджанская студия под руководством Михаила Борисова. Следите ли вы за ребятами? Вам интересно их как-нибудь задействовать?
- Могу с гордостью сказать, в следующем месяце мы с Михаилом Борисовым договорились, что я бесплатно предоставлю им помещение как студентам Александра Анатольевича Ширвиндта, он ведь преподает в Щукинском. Они будут репетировать у нас на Чердаке сатиры.
- Можете поделиться секретом театрального долголетия? 94 года – почти целый век.
- В течение 94 лет в этом театре было пять художественных руководителей и четыре директора. Я четвертый. Есть свои традиции. Люди тут долго работают. Я никогда не говорю ”наш коллектив”, я говорю "семья". Мы друг за друга болеем, помогаем в любом вопросе. Поэтому это семья. В этом тоже есть кайф от театра. Я горжусь, что я здесь работаю 39 лет. Я больше здесь бываю больше, чем себя дома. Домой прихожу только спать. Это, на самом деле, моя семья. Вот такой рецепт, такой секрет.