Заместитель Председателя Совета Федерации, сенатор от Дагестана Ильяс Умаханов рассказал "Вестнику Кавказа" парламентском сотрудничество с Сирийской Республикой, а также подготовке подготовке Хаджа в этом году.
- Здравствуйте, Ильяс Магомед-Саламович. Последнее время в отдельных Республиках, так скажем бывшего Советского Союза и не только, и за рубежом, мы наблюдаем сознательное искажение фактов, связанных с историей ВОв и с историей Второй Мировой войны. Это была систематичная работа определенных некоммерческих структур, негосударственных структур, определенных западных стран, которые спонсировали учебники по истории, в которых, грубо говоря, те события, лио излагались в очень сокращенном варианте, либо же излагались искаженно. Ну и я уверен, что большая часть этого поколения за последние 20 лет выросли уже с совершенно другим восприятием этой истории и я уверен, что, может быть, если на Украине спросить молодых людей, кто победил во Второй Мировой войне как таковой, то они скажут, что это были американцы. Существует ли подобная проблема в России и нужен ли России единый учебник истории?
- Вы знаете, я с другого начну. Вы говорили об искажениях, в данном случае применительно к Украине, конечно же, это не то, что мы вчера легли спать, потом проснулись, и вот все изменилось. Это была целенаправленная работа, эта работа продолжается и сегодня. К сожалению, разрыв исторической памяти между поколениями делает из народа население. Это то, что мы можем сегодня наблюдать на Украине.
Нигде не бывает вакуума. И как только этот вакуум образуется, туда обязательно, если не ворвется, то вползет иное мировоззрение и ценностные ориентации. Наверное, мы что-то, не имея ввиду мы как общество, общество российское, которое связывает с Украиной тысячи родственных нитей, исторических нитей, наверное, на каком-то этапе не доглядели, упустили, просмотрели. Но сейчас речь даже не об этом. Речь о том, что происходит сегодня в нашем обществе. Мне кажется, что такой общий учебник истории нужен. Но не по причине того, что у нас есть какие опасения, связанные с тем, что идеология фашизма может в той или иной мере возродиться в каком-то регионе Российской Федерации, хотя мы точно помним, что говоря о вакууме, такого рода проявления были в 90-х годах. И за это время законодательным полем было принято более ста нормативных законодательных актов, измения в законы, для того, чтобы ужесточить с одной стороны, другой стороны- предупредить такого рода проявления.
И мне кажется, это нужно прежде всего для того, чтобы мы смотрели «Бессметрный полк»- вот это учебник жизни, вот это учебник истории, этот то учебник, который, конечно же, в сознании наших детей, внуков и правнуков всегда останется.
Такого рода духовный подъем народа должен, конечно, подпитываться ежедневно, начиная со школьной скамьи и кончая высшими медленными заведениями. Совсем недавно, во вторник, В. В. Путин проводил совместно заседание двух советов при Презденте по межнациональным отношениям и по русскому языку. И там звучал целый ряд соображений, что речь идет не только об истории, речь идет, собственно говоря, иногда даже о русском языке, который должен быть сковзной темой через всю систему образования. И то же самое история, потому что история- это корни, это духовность, это тот нравственный стержень, вокруг которого может объединяться народ.
- Давайте поговорим о других темах. В частности о подготовке Хаджа. Как она проходит? И сколько мусульман сможет отправится в этом году в Саудовскую Аравию? Изменилась ли как-то квота для Российской Федерации?
- Это не совсем другая тема. Это та же тема. Это тема духовности, потому что иногда Хадж воспринимают как своебразный такой специализированный туризм. Это ничего общего с туризмом не имеет. Хадж- это один из столпов ислама, святая обязанность и великая честь для каждого мусульманина- совершить Хадж, хотя бы один раз за свою жизнь. Поэтому мусульмане в России, крупная мусульманская держава, многонациональная, многоконфессиональная держава, где себя очень комфортно чувствуют представители разных конфессий. Так вот, мусульмане именно с таким пиететом относятся к Хаджу и очень важно, что государство оказывает всяческое содействие для того, чтобы наши паломники чувствовали себя максимально комфортно.
Назову одну цифру: с 1945 по 1990 год в СССР, подчеркиваю, Хадж совершили всего порядка 900 человек. Практически 20 человек в год уезжали на Хадж. Сегодня мы направляем 20500 человек ежегодно. Цифра начала увеличиваться с 1992-1993 года, когда первые крупные партии паломников, 1000-1500 человек, и дальше все это шло по нарастающей.
В этом, прошлом и позапрошлом году цифра несколько меньше, потому власти Саудовской Аравии сократии для всех государств без исключений, но в большей мере для своих собственных сограждан квоту на 20% по причине того, что там идет реконструкция и самой главной мечети аль-Харам и близлежащей инфраструктуры. Я думаю, год-два мы будем находиться на уровне 16-17 тысяч человек. Дальше, я думаю, что количество увеличится, поскольку реконструкция связана с необходимостью увеличить пропускную способность.
Подготовка Хаджа ижет по утвержденному плану. Мы уже выработали схему, по которой все это делается, и я думаю, что мы в определенном смысле достигли очень хорошей планки, потому что на протяжении уже послежних трех лет российская Хадж-миссия руководством Саудовской Аравии называется одной из лучших по организации, по качеству обслуживания, по своевременности, организованности, дисциплине самих паломников. У нас практически никаких инцидентов на протяжении трех лет не было, иншаллах, чтобы не было в этом году.
- И конечно же, в этом году, как и в прошлом в Хадже смогут принять участие мусульмане Крыма.
- Да, это интересная история, интересная страница, потому что всякий раз, когда мы слышали упреки в том, что происходят ущемления крымских татар и так далее и тому подобное, я им привожу очень простой пример, что в прошлом году мусульмане Крыма, это преимущественно, конечно6 крымские татары получили возможность вместо традиционных 70-80 человек выехало почти 200 человек и они выехали в составе российской Хадж-миссии. Я встречался с муфтием, он крайне благодарен, говорит, никогда в истории организации паломничества мы не чувствовали себя настолько комфортно, уже не говоря о том, что удалось, в том числе, за счет привлечения общественных структур, спонсоров, обеспечить такую льготную цену для представителей Республики Крым, которые в составе Хадж-миссии совершали Хадж впервые. Ну и в этом году идет активная подготовка, интерес к Хаджу со стороны граждан Крыма очень большой, и мы постараемся его максимально удовлетворить.
- В связи событиями на Украине как-то на второй план в СМИ попали события, связанные с Сирией. Насколько сейчас интенсивны контакты с этой арабской республикой в плане парламентской сферы.
- Вы знаете, события в Сирии, наверное, не совсем ушли на задний план. Их, конечно, отчасти затмил весь этот дурдом, который происходит в Украине, но отчасти и все, что происходит с ИГИЛом. И западные СМИ почему-то скромно начинают про сирийское руководство забывать, хотя именно об этом предупреждала РФ, когда говорила, что мир, стабильность в Сирии- это залог того, что этот пожар не перебросится на другие государства и не покроет огромные территории. Что собственно говоря, мы сегодня видим, потому что поощряя боевиков против законного руководства Сирии, законного президента, некоторые силы полагали, что они могут ими управлять. Так было уже один раз в Афганистане, сейчас это повторилось второй раз. Поэтому, конечно же, ситуация в Сирии в фокусе внимания руководства РФ, мы не прерываем наши парламентские контакты, причем делаем это не только на двусторонней основе, но и используем возможности прибывания нашей делегации и в рамках Межпарламентского союза, и в рамках Азиатской парламентской конференции, и вот совсем недавно, мы находились в составе делегации, которую возглавляла В. И. Матвиенко в Марокко, и там тоже с руководством этой страны обсуждались вопросы, связанные с ситуацией в Сирии, вокруг Сирии и противодействием этой террористической гидре, которая может покрыть и взорвать весь Ближний Восток.
- Ильяс Магомед-Саламович, мы благодарим вас за то, что Вы нашли время принять нас и ответить на наши вопросы. Большое спасибо.