Год назад главы стран каспийской пятерки подписали в казахстанском Актау Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. Работа над документом, подписи под которым поставили президенты России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркмении, велась более 20 лет. О значении конвенции, закрепляющей за пятью государствами исключительные и совершенные права на Каспийское море, ответственное освоение и использование его недр и других ресурсов, "Вестнику Кавказа" рассказал историк, член-корреспондент РАН, президент Российского государственного гуманитарного университета, член совета Российского исторического общества Ефим Пивовар.
- Сегодня исполняется год с момента подписания Конвенции о статусе Каспийского моря. Какое значение для постсоветского пространства имел этот шаг?
- Он беспрецедентен. У нас много экспертов, которые с большим скептицизмом относятся к достижениям на постсоветском пространстве, считают, что интеграционные процессы буксуют, выискивают проблемы. Марафон, который завершился год назад, говорит об обратном: интеграционные процессы идут, если решения достигаются, то они продуктивны. Причем эти процессы даже выходят за рамки постсоветского пространства: Иран не входил в состав СССР, а только граничил с Советским Союзом. У всех пяти стран много общего, но много и различий, и подписанный документ кардинальным образом снижает возможные риски сосуществования этих стран в будущем. Не случайно с легкой руки Нурсултана Абишевича Назарбаева этот документ назвали "конституцией", а не просто конвенцией, и наш президент отметил беспрецедентный характер этого события.
Главное, что удалось найти компромисс: ключевые вопросы решены, хотя первоначально позиции прикаспийских стран не только не совпадали, но и противоречили друг другу. Позиции многих стран, в том числе и России, изменились, исходя из реалий сегодняшнего дня. Документ позволяет с определенной долей оптимизма смотреть в будущее. Конвенция не возникала на пустом месте: прошло много переговорных этапов в разных форматах, и в итоге лидеры этих стран пошли на компромисс. Думаю, у этой конвенции долгое будущее.
- Как вы оцениваете перспективы прикаспийского сотрудничества?
- Дело даже не в самой конвенции, дорожной карте, а в той череде мероприятий, которая стала возможна и уже готовится. Во-первых, сейчас в Туркменистане проходит I Каспийский экономический форум, причем этот формат будет постоянным, что позволит аккумулировать экономические возможности пяти стран. Экономические возможности у них разные, но они дополняют друг друга. Такая синергия даст очень мощный эффект. Во-вторых, готовятся несколько мероприятий в области гуманитарного сотрудничества. В следующем году в Азербайджане пройдет гуманитарный форум с политологическим содержанием, на котором будут рассматриваться сюжеты общей истории, вопросы лингвистики, языка, территориального культурно-исторического наследия.
Гуманитарная проблематика обсуждается прикаспийскими государствами на разных уровнях и в разных форматах. На фото: азербайджанский президент Ильхам Алиев и российский историк Ефим Пивовар
Думаю, будет масса форматов, обращенных в будущее, то есть молодежных, студенческих, образовательных. Между нашими странами существует много соглашений на уровне государств, университетов и министерств, но пятисторонний формат позволяет существенно расширить и видоизменить эти контакты. Ассоциация прикаспийских университетов существовала еще до подписания конвенции, а теперь возникнут другие форматы общения молодежи.
Есть и профессиональные перспективы. Это все, что связано с Каспийским морем - экология, проблемы безопасности, транспорт и логистика, энергетика. Каспийский бассейн - один из самых богатых по энергоресурсам в мире.
- Какую роль сыграла конвенция в геополитическом разрезе?
- Страны региона обладают огромными запасами углеводородов. Казалось бы, их легко поссорить, столкнуть между собой как конкурентов. С точки зрения геополитики Каспийский район - лакомый кусок. Контроль над ним желали бы установить многие мировые силы, но конвенция представляет право контроля и активности, в том числе военно-политической, только тем странам, которые находятся в регионе. Между нашими странами нет никаких военно-политических противоречий, но внешние акторы могли бы негативно повлиять на ситуацию в Каспийском море. Теперь это исключено.
Кроме того, соглашение позволит справиться с таким опасностями как терроризм и наркоторговля, захватившие соседние регионы.
Что касается транспортировки энергоносителей, трудовых ресурсов, логистики, то это тоже важные факторы для государств Каспийского региона. Логистика позволяет использовать Каспийское море как важный район транспортных перевозок, не только морских, но и авиационных, и железнодорожных. Подписание конвенции - фактор, который гарантирует обеспечение мира и безопасности в регионе, что крайне важно в наши дни. Это также фактор, который обеспечивает экономические интересы всех участников этого процесса. Уже ушли в прошлое соревнования одних нефтепроводов или газопроводов с другими. Ушли в прошлое опасения, что какой-то проект трубопровода, в котором не будет участвовать одна из добывающих стран, нанесет ей ущерб.
Несколько лет назад вышла книга Ефима Пивовара "Российско-азербайджанские отношения. Конец XX - начало XXI века", в которую включен специальный раздел, посвященный взаимодействию двух стран по проблемам Каспия
Конвенция включает и обязанности, и ответственность стран в области экологии. Для каспийского бассейна это одна из ключевых тем. Все мы заинтересованы в том, чтобы можно было не только купаться в Каспийском море, а чтобы это был один из важнейших районов рыбного промысла, любимой нашим народом черной икры и всех деликатесов. Сообща можно достичь того, чтобы этот промысел не исчез, чтобы Каспийское море было не только морем мира и транспортным узлом, но и примером сохранения и приумножения богатств природы, которыми этот край не обделен. Это потрясающий с точки зрения и экологии, и здравоохранения, и проблем, связанных с питаем населения район. Я уже не говорю о том, что здесь несколько климатических зон, уникальные флора и фауна. Мы гордимся лотосами, мы гордимся породами деревьев, которые растут на юге Каспия. Это потрясающий объект для туризма, который для многих стран сейчас становится важнейшей статей доходов. Это касается и Астрахани, и Баку, и Актау, и многих других мест
Каспий – уникальный район с точки зрения историко-культурных традиций. Здесь сформировалось много цивилизаций, здесь остались памятники разных эпох. Это важно для человечества в целом. Это также особый объект международного права, потому что крайне трудно вписать уникальность Каспийского моря в какую-то одну правовую форму. Подписанная год назад конвенция стала прорывной, поскольку регулируется двумя параллельными, но различными правовыми институциями - и морским правом, и правом неморским.