Вестник Кавказа

Вячеслав Кулагин: "Ценовая война не входит в планы правительства, особенно перед выборами в Госдуму"

Вячеслав Кулагин: "Ценовая война не входит в планы правительства, особенно перед выборами в Госдуму"

Решения о продлении сделки ОПЕК+ по сокращению добычи нефти пока нет, заявил сегодня пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. Министерская встреча ОПЕК+ может пройти в конце февраля или начале марта. С начала 2020 года цены на нефть серьезно упали. Биржевые котировки понижаются на фоне сокращения потребления нефти в Китае.

По экспертной оценке, в связи со снижением спроса на нефть из-за распространения коронавируса ОПЕК рассматривает меры по уменьшению ее добычи на полмиллиона баррелей в сутки. Руководитель отдела исследования энергетического комплекса мира и России Института энергетических исследований РАН, директор Центра энергетических исследований Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ Вячеслав Кулагин рассказал о текущем положении дел на нефтяном рынке.

"Цена на нефть в ближайшей перспективе будет определять ситуацию на рынке, и действительно ситуация меняется. Страны ОПЕК+ выполнили свои обязательства в целом. Саудовская Аравия заявляет о том, что готова даже перевыполнить обязательства, если все другие будут следовать линии хотя бы на поддержание этих обязательств. Саудовская Аравия уже движется в этом направлении. Невольно помогли рынку Венесуэла, которая достаточно сильно сократила добычу, и неопределенность в Ливии. Иран пока держится - хотя санкции оказывают определенное влияние, но на более-менее стабильный уровень иранцы вышли. Продолжается падение в Мексике, которое связано с естественным истощением ресурсной базы и тем, что они не смогли перезапустить инвестиционные проекты и интерес к рынку, который ожидался. Немного подсократились Индия и Китай", - заявил Кулагин.

В выигрыше, по его мнению, оказались США, которые в последние годы колоссально нарастили добычу и планируют дальнейший прирост в этом году: "Там развивается транспортная инфраструктура, которая позволяет обеспечивать вывоз этой нефти. Здесь серьезные ожидания по приросту. Норвегия, Великобритания... тоже смогли подрастить добычу".

Что касается Китая, то есть оценки, что там спрос падает примерно на 20% - это около 3 млн. баррелей. "Мне кажется, что эти оценки вполне могут быть оправданы, потому что в Китае транспорт встал, авиаперевозки встали. На фоне замедления всего транспортного сектора, который остается основным источником спроса на нефть, наблюдается снижение", - сказал эксперт.

"И для нас, и для всего мирового рынка моральным уровнем, при котором стоит задуматься, будет $50 за баррель. Во-первых, потому что 50 – это такой психологический рубеж. Во-вторых, в России цена отсечения (минимальная цена, по которой продавец соглашается продать товар) для Urals $42,4 за баррель. Это означает, что цена Brent должна быть в районе $45. Если мы опустимся ниже 50, то приблизимся к этой цене отсечения, которая у нас является критической для бюджета, когда мы уже не откладываем деньги в фонд, а должны искать источники наполнения бюджета и текущих расходов", - пояснил Кулагин.

При этом он признал, что в России действительно накоплены серьезные резервы, но они не предназначены для ценовой войны: "Как на прошлой неделе говорил президент, у нас сейчас есть хороший шанс на реализацию нацпроектов. Мы предполагаем, что эти резервы все-таки пойдут в развитие других отраслей и реализацию тех глобальных идей, которые у нас есть до 2024 года. Параллельно вести ценовую войну и при этом с рынка нефти получать не прибыль, а убыток - мне кажется, что это не входит в планы правительства. Скоро выборы в Госдуму, и правительство должно быть заинтересовано, чтобы к этим выборам обеспечить определенную стабильность и благоприятную экономическую ситуацию".

10265 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ