Могущество колониальной Британской империи - одной из самых больших в мире в пик своего расцвета - определило развитие археологии как науки, в том числе и за счет многочисленных экспедиций в разные уголки мира. Однако стремление к изучению тысячелетней истории человеческой цивилизации во многих случаях сопровождалось разграблением местных культур.
Парфенонские рельефы у Греции
Парфенонские рельефы или Мраморы Элгина работы греческого скульптора Фидия сегодня хранятся в Британском музее. Сняты с греческого Парфенона, который находится в Афинах, они были в начале XIX века, когда Грецией управляла Османская империя. Граф Элгин, посол Британской империи в Османской империи, договорился с властями о том, чтобы вывезти половину оставшихся скульптур из Афинского Акрополя. В 2019 году директор Британского музея Хартвиг Фишер (который сегодня подал в отставку) заявил, что Афины не получат скульптуры обратно, поскольку в Лондоне ”ими любуются 6 млн человек ежегодно”.
Розеттский камень у Египта
Розеттский камень Древнего Египта изначально нашел в Египте в 1799 году Наполеон Бонапарт, благодаря которому страна фактически была открыта для Европы. Но уже в 1801 году его забрали британцы, одержавшие победу над французами. Розеттский камень - это артефакт, с помощью которого ученым удалось понять культуру и историю Древнего Египта. Египет современный требует, чтобы Великобритания вернула Розеттский камень, однако вряд ли музей откажется от одного из своих самых значимых артефактов.
”Кохинор” у Индии, Пакистана, Ирана и Афганистана
Бриллиант ”Кохинор”, некогда украшавший Павлиний трон Великих моголов, был передан королеве Виктории в середине XIX века, после того как Британская империя присоединила Индию. Сегодня один из самых больших бриллиантов в мире находится в платиновой короне королевы Елизаветы, которая выставляется в Тауэре. Несмотря на то, что правительства Индии, Пакистана, Ирана и Афганистана (стран, которые в свое время владели ”Кохинором”) неоднократно требовали от Великобритании передать им драгоценность, начиная с 1947 года, когда Индия получила независимость, официальный Лондон отказывается возвращать бриллиант, утверждая, что приобретен он был вполне законно.
Головы маори у Новой Зеландии
Высушенные головы маори, коренного народа Новой Зеландии, с традиционными татуировками хранятся во многих музеях мира, в том числе и в Британском. Эти артифакты играли важную роль в священных ритуалах маори, а татуировки та-моко говорили о высоком статусе представителя культуры маори. В начале XIX века высушенные головы маори активно скупали коллекционеры со всей Европы. С 2003 года правительство Новой Зеландии ведет работу по возвращению мумифицированных голов маори. На сегодняшний день удалось вернуть останки 600 представителей маори, в том числе и 300 голов. Однако Британский музей по-прежнему удерживает в своих запасниках 7 татуированных голов маори, несмотря на запросы Новой Зеландии об их возвращении.
Тигра Типу у Индии
Тигр Типу - деревянная полуавтоматическая музыкальная игрушка почти в натуральную величину, изображающая солдата, на которого напал тигр. При вращении кривошипной рукоятки солдат поднимает левую руку и издает звуки, имитирующие предсмертный хрип. Игрушка была изготовлена в XVIII веке для Типу Султана, мусульманского правителя индийского княжества Майсур. Потерпевший поражение от Ост-Индской компании султан был убит, а игрушка была вывезена британскими солдатами. Сегодня она находится в экспозиции лондонского Музея Виктории и Альберта и считается одним из самых ”интересных и интригующих” артефактов учреждения.