Вестник Кавказа

За что судят ашкеназского раввина

Пётр Люкимсон, Израиль

В Израиле продолжается скандал вокруг бывшего главного ашкеназского раввина страны Йоны Мецгера, подозреваемого во взятках и финансовых махинациях в особо крупных размерах. Те или иные претензии к бывшим или действующим главным раввинам у правоохранительных органов Израиля возникали и раньше, но рав Йона Мецгер оказался первым, кто, имея за спиной столь высокий пост, был помещен в КПЗ (правда, через неделю его выпустили под домашний арест).

Необходимо отметить, что мнение о том, что главный раввин Израиля является высшим духовным авторитетом в иудаизме, глубоко ошибочно. Эта должность никак не сравнима ни с постом папы Римского, ни с патриархом всея Руси, ни с верховным муфтием той или иной мусульманской страны. В иудаизме вообще нет высшего духовного авторитета (кроме самого Бога, разумеется), но есть авторитетные раввины – знатоки Торы и Галахи (религиозного законодательства), мнению которых доверяют значительное число верующих. Однако главные раввины страны, за малым исключением, никогда не входили в число таких авторитетных раввинов. Напротив, к ним всегда, особенно в религиозных кругах, относились с изрядной долей презрения, так как их назначение на этот пост осуществляется обычно теми или иными группами политических интересантов и явных дельцов от религии.

Раввин Йона Мецгер является именно такой фигурой. Крупные религиозные авторитеты всегда называли его не иначе как «шутом гороховым», а различные скандалы, связанные со взятками или незаконным получением доходов преследовали Мецгера еще тогда, когда он был главным раввином Тель-Авива - самого секулярного и «безбожного» города Израиля. После назначения главным раввином Мецгер пару раз подозревался в сексуальных приставаниях к мужчинам, в том числе к молодому французскому журналисту, которого он пригласил к себе в номер на одной из конференций по межконфессиональному диалогу. Правда, доказать факт домогательств не удалось.

Список преступлений, в которых подозревается сегодня этот «служитель культа», достаточно велик: это и злоупотребление общественным доверием, и получение взяток, и мошенничество, и отмывание незаконно полученных денег, и уклонение от налогов.

Речь уже не идет о том, что рав Мецгер вместе со всеми своими домочадцами отдыхал в самых фешенебельных гостиницах, не платя за это ни агоры – в конце концов, если администрация гостиницы решила не брать денег с уважаемого постояльца, это ее личное дело (хотя и с этим можно поспорить). Речь также не идет о том, что в разные периоды своей карьеры Мецгер брал за проведение свадебного обряда у обратившихся к нему семей десятки тысяч шекелей. Это, по большому счету, тоже незаконно и можно назвать злоупотреблением служебным положением, но если семьи хотели, чтобы венчание их детей проводил именно рав Мецгер и готовы были выкладывать за это деньги, то это тоже их личное дело.

Однако были у бывшего главного раввина страны и другие источники доходов, которые уж никак законными не назовешь. Прежде всего, по версии полиции, рав Мецгер открыто требовал взятки за улаживание в раввинате тех или иных дел видных еврейских бизнесменов, проживающих в разных странах мира. Шла ли речь о проведении «экстренного гиюра» для невесты сына того или иного олигарха, для получения удостоверения о кошерности (то есть соответствия еврейским диетарным законам) импортируемых из-за рубежа продуктов или просто о письме из Главного раввината, что то или иное учреждение «поддерживает и благословляет» деятельность некого бизнесмена – Мецгер, не стесняясь, называл цену за такую услугу и предпочитал получать за нее деньги наличными, в запечатанном конверте.

Если же раввин чувствовал, что его собеседник хочет получить от него помощь, но при этом искренне верит, что ничего незаконного в его просьбе нет и никаких взяток он давать не собирается, то рав Мецгер мягко намекал, что он, конечно, на просьбу откликнется, но богатому еврею было бы неплохо что-то сделать в благодарность Богу за достижение цели. Например, пожертвовать деньги в какую-нибудь благотворительную организацию.
Затем назывались «наиболее достойные» для передачи такого пожертвования организации – «Бейт ха-Тавшиль» и Цдака у-мишпат». При этом у самого Мецгера с руководством этих амутот была четкая договоренность, что они отдают ему «откат» в виде 50% всех пожертвований – причем исключительно наличными.

Наконец, рав Йона Мецгер время от времени, как и многие другие израильские раввины и политики, участвовал в кампаниях по сбору пожертвований в пользу тех или иных общественных организаций – и также требовал, чтобы ему отдавали 50% пожертвованных денег. (Тут опять-таки следует отметить, что по такой системе работают в США все еврейские профессиональные сборщики пожертвований: они требуют до 50% с тех денег, которые руководители общественных организаций соберут с их помощью или воспользовавшись их связями.)

Все получаемые таким образом деньги в итоге и сложились в миллионы шекелей и долларов. Разумеется, перед раввином встал вопрос о том, как «отмыть» эти деньги так, чтобы ни полиция, ни Налоговое управление ничего не заметили. Способ был выбран предельно простой: на часть из них рав Мецгер покупал квартиры для своих детей или на имя ближайших родственников, а другую часть просто размещал на счетах последних.

Подозрения по поводу финансовой нечистоплотности рава Мецгера появились у полиции еще лет пять назад, но все эти годы она никак не могла собрать достаточно доказательств для того, чтобы получить санкцию юридического советника правительства допросить главного раввина страны. Наконец, несколько месяцев назад такие доказательства были добыты, и в июне юридический советник Вайнштейн дал свое добро на задержание Мецгера. Тогда Мецгер был допрошен и отпущен под домашний арест, а затем и вообще освобожден.

Что же произошло за эти пять месяцев, что полиция решила вновь арестовать бывшего главного ашкеназского раввина страны, да вдобавок требовать его продления?
Рав Мецгер, с которым журналистам удалось переброситься парой слов в зале суда, где решался вопрос о продлении его ареста, заявил, что он сам задается этим вопросом. «Ко мне явились в семь часов утра, надели наручники, провели обыск в доме, доставили на допрос, но в течение 15 часов этого допроса не задали ни одного вопроса, который не задавали бы ранее. Но я уже все сказал!».

Однако, как вскоре выяснилось, за это время произошло не так уж и мало. Дело в том, что на протяжении последних 20 лет у рава Мецгера был помощник для осуществления деликатных поручений. Рав приблизил его к себе, когда тот был 18-летним ешиботником – без какого-либо таланта в изучении Торы, без образования, без ничего… За эти годы молодой человек, будучи приближенным к раву Мецгеру, стал одной из самых видных и влиятельных фигур в Главном раввинате страны. Но в число прочих его обязанностей входило и получение наличных денег для своего босса.

Как выяснилось, делалось все это с дальним прицелом. На том, июньском допросе рав Мецгер признал, что собирал пожертвования для различных организаций, но заявил, что для себя не брал ни шекеля, а если какие-то деньги брал его личный секретарь, то он за это не отвечает. Больше того, в ходе прослушивания телефонных разговоров Мецгера выяснилось, что почтенный рав пытался уговорить помощника взять всю вину на себя, а он, дескать, взамен обеспечит ему лучших адвокатов, которые сведут все к досудебной сделке и условному наказанию. Это предложение уже само по себе подпадало под статью о попытке помешать следствию.

Но вот тут-то рав Мецгер и просчитался: помощник не пожелал стать козлом отпущения, а вместо этого согласился… на роль государственного свидетеля и дал показания против своего начальника и благодетеля. Вслед за ним на такую же роль согласился и руководитель одной из благотворительных организаций, и свидетелей стало двое.

Тем не менее следственная группа решила не полагаться только на их показания и стенограммы прослушанных разговоров, а подослала к раву Мецгеру сотрудника полиции, выразившего заинтересованность в улаживании некого деликатного дела. И Йона Мецгер, зная, что находится под подозрением, все же не удержался и… назвал сумму взятки, которую ему хотелось бы получить за эту услугу. Сделанная «засланным казачком» запись этого разговора также легла в «доказательную базу» данного дела.

Полиция также сообщает, что в ходе обыска в доме Йоны Мецгера было найдено 40 тыс. дол. наличными, заложенные внутрь «священных книг», а при обыске в доме его сестры нашли еще 150 тыс. шекелей. На его личном счету было обнаружено 200 тыс. шекелей и 10 тыс. долларов. Адвокаты поспешили заявить, что речь идет о деньгах, полученных равом Мецгером в качестве наследства. «Да и вообще, - добавил адвокат Давид Либаи, - речь идет по большому счету о небольших суммах, которыми располагают многие израильские семьи среднего достатка. Где же те миллионы, о которых говорит полиция?!».

В полиции же говорят, что суду еще будет представлен самый подробный ответ на этот вопрос. Судя по всему, пока перед нами – лишь вершина айсберга. Большая часть дела рава Мецгера остается пока засекреченной, но когда судье мирового суда Ришон ле-Циона Хаиму Мизрахи показали эти секретные материалы, у того почему-то отпали всякие сомнения в том, нужно ли продлевать арест главного раввина или от такого шага можно воздержаться.
В полиции отмечают, что раву Мецгеру можно также вменить в вину «нанесение ущерба одному из символов государства», каковым является, в числе прочего, должность главного раввина.

10535 просмотров