Вестник Кавказа

Вернутся ли российские телеканалы в Грузию?

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
Вслед за инициативой премьер-министра Грузии об участии в сочинской Олимпиаде назрел еще один важный (далеко не символический) жест, который вполне укладывался бы в ту же тактику «доброжелательных посылов» в отношении Москвы. Причем этот жест не ставит под сомнение «европейский и евроатлантический выбор Грузии», на чем новые власти, - в том числе премьер Иванишвили и глава МИД Майя Панджикидзе, - настаивают с не меньшим рвением и решимостью, чем команда Михаила Саакашвили, перешедшая в оппозицию. Этим жестом могло бы стать возвращение в грузинское медиапространство российских телеканалов.

Сейчас НТВ, ОРТ, РТР в Грузии можно принимать только с помощью спутниковой антенны. Но, во-первых, это довольно дорого - в целом может обойтись примерно в 100 долларов, что по карману далеко не всем жителям страны. Кроме того, «тарелка» в городских условиях имеет серьезный недостаток: квартирные условия и расположение окон или балкона не всегда позволяет нацелить его именно на тот спутник, с которого вещает тот или иной телеканал. Другое дело, когда спутниковая антенна устанавливается на крыше собственного дома в сельской местности, но ведь большинство телеаудитории как раз живет в городах, с их многоэтажками.

Ретрансляция по с помощью центральной антенны, расположенной на Тбилисской горе и принимающей сигнал непосредственно из России, прекратилось еще в 1999 году по инициативе тогдашнего председателя парламентского комитета по юридическим вопросам, Михаила Саакашвили. Владельцы грузинских телеканалов, заинтересованные в вытеснении конкурентов с рекламного рынка, нашли подходы к молодому политику, и нет ничего удивительного в том, что Саакашвили предпочел не портить отношений с основателем «Рустави-2» Эроси Кицмаришвили. Четыре года спустя именно эта телекомпания привела его к власти, поддержав «революцию роз». Так или иначе, с 1999 года в Грузии невозможно принимать программы российских телеканалов «обычной антенной» потому что они не ретранслируются с вышки, но значительная часть жителей страны все-таки имела возможность смотреть их, благодаря огромному числу кабельных сетей, покрывших всю страну от столицы до маленьких городков.

Статистика доказывает, что бурное развитие кабельных сетей приходится именно на период после «судьбоносного решения» 1999 года, то есть люди стали активнее покупать пакеты кабельных операторов именно для того, чтобы смотреть российские телеканалы, а не CNN или BBC. В едином информационном и культурном пространстве общность России и Грузии все это время сохранялась. Иначе трудно объяснить неувядающую популярность российского телевидения в Грузии не только среди русскоговорящих меньшинств, но и представителей «титульного народа».

Ситуация вновь кардинально изменилась в ходе августовской войны 2008 года: все кабельные операторы одновременно прекратили трансляцию российских каналов. Причем сделали это довольно бесцеремонно - никак не объясняя свое решение даже тем потребителям, которые уже заплатили деньги, или оформили договор с перечислением конкретных программ. Во время «августовского шока» грузинам было не до разбирательств с владельцами кабельных сетей. Но время (оно, как известно, лечит) шло, а российские телеканалы так и не возвращались.

По неофициальной информации, решение о запрете российских телеканалов принял секретарь Совета национальной безопасности Каха Ломая, а бизнесмены не посмели его ослушаться. Создалась неприятная и опасная в смысле правового прецедента ситуация, когда важное решение, влияющее на многие процессы, принимается келейно, без юридического акта или необходимой процедуры органов власти. В числе таких решений - запрет на русские песни в ресторанах. В частных беседах все бизнесмены говорят, что приняли столь глупое решение под давлением налоговой службы, но никто не сможет обнаружить ни одной соответствующей бумаги ни в одном ведомстве. И что самое примечательное, негласный запрет на песни до сих пор действует в большинстве тбилисских ресторанов. Если бы в Грузии люди вдруг воспылали ненавистью к Александру Розенбауму, еще бы куда не шло, но ведь его «Утиная охота», без которой не обходилось не одно застолье, никак не виновата в войне, а большинство грузин воспринимают запрет именно как глупость и пошлость.

Так пойдут ли новые власти на снятие негласного запрета на российское телевидение? Очевидно, что бизнесмены ждут лишь «отмашки» с их стороны, поскольку с коммерческой точки зрения операторам кабельных сетей однозначно выгодно вновь включить российские телеканалы в «пакеты», предлагаемые потребителям. Пока же приходится констатировать, что табу на российские телевидение в Грузии все еще действует, несмотря на смену власти.
16145 просмотров