Накануне Всемирного дня театра в постпредстве Дагестана прошел вечер памяти великой кумыкской актрисы Барият Мурадовой. 2014 году исполнилось 100 лет со дня рождения первой и единственной горянки, получившей звание Народной артистки СССР. Пожалуй, нет ни одного села в Дагестане, где бы ни блистала Барият. Ее живую, непосредственную игру многие помнят до сих пор.
"Она много раз приезжала в свой родной Башлыкент, ездила по селам, - рассказывает депутат Госдумы Балаш Балашов. – Как-то когда поняли то, что в клубе нет мест, был организован спектакль «Около родника» - объединили несколько машин, открыли борта и там был спектакль. Собрались жители нескольких сел. Она играла без фальши. Это человек, который рождается в тысячелетие один раз".
В рамках мероприятия в фойе было организована выставка сценических костюмов, афиш, фотопортретов артистки, которая, к слову, была женой азербайджанского композитора Ниязи Тагизаде-Гаджибекова, лауреата двух Сталинских премий.
Гостей вечера развлекали танцами, миниатюрами студентов Щукинского училища, у которого с Дагестаном особенные отношения. Об этом рассказала актриса Валентина Николаенко, сыгравшая Яринку в «Свадьбе в Малиновке»: "В этом году мы набираем четвертую Дагестанскую студию. Надеемся, что это бесконечное пополнение молодыми силами Дагестанского театра будет продолжаться. Людям, живущим на Кавказе, низкий поклон за то, что они умеют сохранять традицию. Потому что традиция - это все, и чем больше рушится вокруг что-то, тем больше надо держаться за традицию".
За свой актерский век Барият Мурадова сыграла более 200 ролей. Киноманам она известна по фильмам «Адам и Хева» и «Тучи покидают небо».
"Удивительно, что она была такая сельская женщина, и при этом была великая, - вспоминает главный режиссер Русского драматического театра им. М. Горького (Махачкала) Сандарбек Тулпаров. - Бариат Мурадова играла сельскую женщину как Джумайсат, и она играла в Пушкине Лауру. Понимаете, какой диапазон?"
Постпред Дагестана Изумруд Мугутдинова поделилась своими воспоминаниями об актрисе: "В какой-то момент спектакля она стала играть на гармошке. Села, как великая актриса, сделала паузу, в зале возникла мертвая тишина, и потом она запела. Заиграла старинную кумыкскую мелодию на гармошке. А петь начала, первый куплет на еврейском языке и только потом уже на кумыкском. Такие потрясающие фишки сделать могла только она".