Как представляется современным людям XVIII век? Скорее всего, через призму блестящей европейской культуры этого периода, как век расцвета искусств и наук, торжества идеологии Просвещения, время распространения изысканного и пышного стиля рококо, наконец, как эпоха могущественных абсолютистских государей, под властью которых и находили возможности для самореализации многочисленные художники, литераторы, философы, ученые. Но это Европа. В Закавказье ситуация была иная.
Львиная его доля в начале столетия принадлежала иранской династии Сефевидов, чья огромная держава к тому времени доживала свои последние десятилетия. Ослабление Персии привело к тому, что к середине века земли современного Азербайджана обрели самостоятельность в виде нескольких маленьких ханств. Их взаимоотношения носили сложный характер и усугублялись необходимостью лавировать между интересами Османской империи, новой иранской династии Афшаридов и России. Территории ханств часто становились ареной боевых действий. Казалось бы, никому и дела не могло быть до культуры в такое тяжелое время. Однако именно XVIII век обогатил историю азербайджанского народа именами таких выдающихся поэтов и просветителей как Молла Вели Видади и Молла Панах Вагиф.
Их жизни тесно переплетены. Оба жили в одно и тоже время, занимались схожей деятельностью, были дружны между собой. Судьба их была, пожалуй, характерна для многих интеллектуалов, причем не только азербайджанских и не только той эпохи. Применение своим талантам и знаниям они нашли в первую очередь как преподаватели религиозных школ, о чем свидетельствует приставленное к их именам слово «молла». Причем Велли Видади свою школу основал сам.
Впрочем, одним богословием деятельность образованных людей в то время не ограничивалась — оба моллы писали стихи, Панах Вагиф, к тому же, отличался познаниями в астрономии, математике и ряде смежных областей. Однако одним лишь преподаванием выжить трудно, тем более в условиях того времени, когда на разрозненные ханства Закавказья то и дело обрушивались армии иранских шахов, стремившихся вернуть под свою власть северные земли сефевидской державы. Науке и образованию всегда нужна поддержка со стороны сильных мира сего, поэтому оба поэта со временем оказываются на государственной службе: Видади состоял писарем у грузинского царя Ираклия II, Вагиф — визирем у карабахского правителя Ибрагим Халил-хана. И если Видади, проведя при дворе несколько лет, покинул его, то Вагиф сумел удержаться в политике и эффективно руководить дипломатией Карабахского ханства вплоть до своей смерти — увы, насильственной.
Творчество обоих авторов дошло до современного читателя с большим трудом. Известна лишь малая часть произведений Видади. Стихов Вагифа нам известно, по-видимому, больше, но и они были собраны лишь спустя почти 60 лет после его смерти из отдельных письменных источников или записаны со слов народных певцов-сказителей — ашугов.
Продолжение следует
Поэты-моллы Вели Видади и Панах Вагиф -1
Кирилл Попов
21570 просмотров