Кумыки — второй по численности после азербайджанцев тюркоязычный народ на Кавказе, крупнейший тюркский народ на Северном Кавказе и третий по численности народом Дагестана. "Вестник Кавказа" предлагает ознакомиться с историей этого народа по материалам издания "Кумыкский мир".
Из предыстории возникновения кумыкских общин за рубежом
Предыстория возникновения кумыкских общин за пределами северо-кавказского (по западной терминологии: понто-хазарского) исторического этноареала расселения охватывает последние века первого и первые века второго тысячелетия нашей эры. Как свидетельствуют исторические данные, уже в VI веке в сасанидской армии находился восьмитысячный наемный хазарский корпус, что вместе с их семьями составляло до 50 тыс. человек. Аналогичный хазарский контингент имелся, начиная еще с IV века, в византийской императорской армии. Здесь возникли целые города с тюркским военно-служилым населением, так называемые "тюркополы".
Особенно интенсифицировался отток кумыкского тюркского населения с территории Дагестана и Северного Кавказа в период и после распада Хазарского каганата в IХ-Х вв. и с появлением на Кавказе тюрков-сельджуков в XII в., основной костяк которых составляли кыныки, ранее отколовшиеся во главе со своим предводителем Туганом {Дукаком) от хазарского союза племен. По этой причине сельджукские султаны рассматривали здешних тюрок как своих сородичей и старались привлечь на свою сторону. Так, в 1064 году "более 3 тыс. семей кафыр-комуков, хазар проникают через Дербент в Закавказье и расселяются в районе Кахтана (на нынешней территории Азербайджана) под покровительством сельджукского султана". (Туран О. История владычества тюрков. Стамбул, 1993. С.72) Это, если произвести соответствующие расчеты, составляло 18-20 тыс. человек. Совершивший путешествие по Кавказу в 1131 году Абу Хамид аль-Андалуси среди 72-х народов Кавказа отмечает и кумыков.
В XII веке племя кумыков и их князя под этим же именем упоминает Махмуд Кашгарский. Перед самым монгольским нашествием по приглашению Хорезмшаха в Закавказье переселилось 200 тыс. северо-кавказских, "дагестанских" куманов (хазар).
Можно также предположить, что какая-то часть кумыков-наемников оказалась в числе мамлюков в Египте, впоследствии создав здесь собственное тюркское государство, просуществовавшее вплоть до XV-XVI веков. Французский ориенталист, тюрколог Жан-Поль Ру еще в 1961 году указывал, что "мамлюки в своей основной массе происходили из южной России, страны куманов и хазар". Достоверно известно также, что два их султана - Бейбарс, Калаун - происходили из славного рода Бурчевичей (Плетнева С.А. Половцы. М. 1990. с. 183), которые имеют прямое отношение и к кумыкам (Шихалиев Д.). Турецкий историк Зеки Велиди Тоган их происхождение связывает с хазарским родом Борчоглу, Борчалы, Барсил, изначально имевшим родиной Терско-Сулакское междуречье (Хазарлар. Ислам Ансиклопедиси. С.397). Известно также, например, что султан Калаун имел 12-тысячную гвардию из своих сородичей (Амин аль-Холи. Связи между Нилом и Волгой в ХIII-ХIV вв. М. 1962. С.11-18).
В конце XIV - начале XV века группы кумыков (к примеру, знаменитый род князей Пятигорских и Туган-Барановских) оказались в Польско-Литовском государстве и в течение веков в языковом отношении были здесь ассимилированы коренным этносом поляков. .До XVI века они еще употребляли свой родной язык западно-кыпчакского типа, которому наиболее близкими были кумыкский, крымско-татарский, карачаево-балкарский языки. По данным Я. Гришина (Польско-литовские татары. Казань. 1995), "татар" в 16 веке только в Литве насчитывалось до 7-9 тысяч человек. По авторитетному мнению тюрколога, члена-корреспондента РАН. Э. Тенишева, литовские татары, с XVI века усвоившие литовский и белорусский языки, и сегодня "четко осознают свою традиционную тюркскую национальную принадлежность". Есть сведения и о том, что ориентировочно в 1560-ые годы на службу в Москву вместе со своими людьми (считай, со своим родом или племенем) перешли и крестились тюменские кумыки, князья - братья Агишевы (после крещения Василий и Роман Агишевичи Тюменские). Они вместе с князьями Черкасскими занимали почетное место в кругу приближенных русского царя, принимали впоследствии со своими ратными людьми участие в Ливонской войне на стороне русских (Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. М. 1963. С.270). Л.И. Лавров тюменцев, население низовьев Терека, считал дополовецкими тюрками, А.-К. Бакиханов включал в Тюменское княжество земли севернее нынешней Махачкалы.
Кумыки в сефевидском Иране (ХV-ХVIII века)
Это до сих пор мало изученный вопрос. Однако исторического материала накоплено предостаточно. Предварительный анализ показывает, что кумыки в истории Ирана начинают фигурировать с середины XVI века и, судя по той роли, которую они здесь играют, находясь на службе у шаха, составляют довольно влиятельную общину уже при правлении шаха Тахмаспа. Известно, что дочь кумыкского Чопан-Шавхала Солтаным-Хатун была выдана замуж за Тахмаспа и родила ему двух сыновей и дочь. Один из этих сыновей Исмаил в 1577 году займет шахский престол, а дочь Периханым также войдет в историю сефевидов как неординарная личность, сыгравшая одну из ключевых ролей в развернувшейся после смерти шаха-отца борьбе за престолонаследие.
Во всей же этой истории для нашей темы важно то, что при шахе Тахмаспе долгие годы его личную гвардию возглавлял сын Чопан-шавхала, фигурирующий в истории сефевидов под именами "Асгар-Шавхала", "Черкес-Шавхала", "Авшар-Шавхала Солтана". Как пишет историк Ф. Сюмер, личная гвардия шаха Тахмаспа насчитывала 4 тыс. 500 человек. Он же указывает, что она в основном состояла "из голубоглазых черкесов", т.е. кумыков, выходцев из шаухальства. Это позволяет думать, что сама община кумыков с учетом состава семей могла составлять до 25 тыс. человек.
Из кумыкской общины впоследствии вышли такие исторические личности, как Асгар Алхас Мирза-Сефи Кули Хан, беглербек, правитель Эривана и Ширвана (XVII в.), Фатх Али Хан Дагестани - первый визирь (премьер-министр) шаха Гусейна (XVIII в.) и его сын Али Кули Хан Валех Дагестани, связанные родством с шаухалами Тарковскими, а также широко известные в последние годы правления шаха Абасса I и при шахе Сефи I поэт Масихи, писавший свои стихи на кумыкском, грузинском, туркменском, черкесском языках, автор 3-знаменитых месневи, посвященных шаху Сефи I (ныне его произведения хранятся в Британском музее в Лондоне).
В середине XVI века в Иране широко известным стал, как пишет А.-К. Бакиханов, и другой кумык Гусейн-хан из рода кумыкских уцмиев. Он здесь удачно женился на дочери предводителя племени каджар и от этого брака у них родился сын Ахмедхан, ставший основателем династии кубинских и дербентских ханов. Шах Аббас II, испытав его храбрость и оценив большие способности, назначил кубинским и сальянским ханом. Зухре-ханум, жене Гусейн-хана, "приписывают известную доныне песнь, ставшую народной во всей Персии, в которой она воспела своего мужа; "Полуокутанный буркой, жестокий посягает на похищение души и, надев папаху по-кайтагски, разоряет Дербенд (крепость) сердца моего; смотри, смотри на горы Дагестана, их ожоги гнетут мою грудь, и черноодетый кумыкский народ рассыпался по Кыпчакской степи. Всякая растущая там роза лучше благоухает, Аллах! Неужели кубинская земля есть роща Арнид? Когда улыбаются или начинают говорить, его сладкие и рубиновые уста дрожат, как маковый лист от утреннего ветерка. Я знаю, слезы моих очей: они должны, наконец, разрушить сердце. Конечно, здание, построенное на месте, откуда бьют ключи, не может долго держаться". (А.-К. Бакиханов. Гюлистан-и Ирам. Баку. 1991. с.122).
Говоря о кумыкской общине в Иране XVI-XVII вв., нельзя не упомянуть и о роли так называемых "карапапахов", напрямую связанных с кумыкско-хазарским этносом Дагестана. Турецкий историк Ф. Кырзыоглу, специально изучавший их историю, как и ранее другой известный историк Зеки Велиди Тоган, установил, что "карапапахи" в период ара-бо-хазарских войн проживали на нынешней территории Дагестана и на нижней Волге и только в позднейшие века расселились в Закавказье, Иране и Турции. Карапапахи, названные так по черным каракулевым папахам, которые они носили в 16 веке как последователи суннитского накшибен-дийского тариката в Дагестане и в противовес шиитам-кызылбашам сефевидского Ирана, состояли из двух племенных образований, известных в истории под этнонимами "казак (казах) хазар" и "борчалы (борчоглу) барсил" (см. выше). К XV-XVI вв. они проживали в основном в Дагестане, Закавказье между Тифлисом и Гянджой, Карабахе и на нынешней территории Армении. Во второй половине 16 века шахом Тахмаспом была предпринята первая попытка переселения "карапапахов", а именно казахов-суннитов, в Хорасан, чтобы использовать их там против наседавших с севера узбеков. Однако в тот момент, когда караваны переселенцев достигли было Казвина, Верховный глава накшибендийского тариката в Дагестане из кумыков Шейх-Амир, располагавший 100 тысячами своих сторонников (мюридов), заступился за казахов, хан которых Бедретдин был его верным мюридом, и вынудил шаха отменить свое прежнее решение и вернуть их на родину (Субхи Талыкзаде. История. Топкапы сарайы-Реван кёшкю. №1300. лл.196-20а. 1584; а также Ф. Кырзыоглу. Карапапахи в свете эпоса о о Деде Коркуде (на турецком языке). Эрзерум. 1972. С. 110).
Впоследствии часть карапапахов все же была переселена в район озера Урмии Сульдуз, где они, как указывает З.В. Тоган, смешались с другим хазарским племенем агачеров, переселившимся сюда во времена сельджуков. Эти два племени хазарско-кумыкского происхождения имели следующие 6 ответвлений:
1. Арпалы (Эрпели). Уместно будет отметить в связи с данным этнонимом, что представители этого хазарского рода еще в 8-9 вв. переселились вместе с кабарами в Венгрию и дали там начало династии венгерских королей Арпадов (арпад - уменьшительное от арпа/орпо/ орбо);
2. Сарали;
3. Таркавюн (тюркск. таркали, таргулу);
4. Жан-Ахметли;
5. Чагарлы и
6. Улашлы.
Наиболее могущественным из этих родов был род Таркавюн, из которого выходили ханские наследники (Мирза Бала. Карапапаклар. Ислам Ансиклопедиси. Т.5. Ист. 1950. С.52), носившие титул "назар-хан". Известно также, что эти тюрки хазаро-кумыкского происхождения по истечении определенного времени ассимилировались в туркмено-огузской языковой среде, хотя и продолжали помнить о своих корнях.
Эти два родственных племени издавна были расселены и на территории современного Северного Азербайджана. Микроперепись 1920 г. (М.Хасан Вели Бахарлы. Азербайджан. Баку. 1921. С.51-53) зафиксировала их по всему Азербайджану, однако доминирующее их большинство было расселено в Казахском, Шемшедильском, Жаванширском, Жебраиллинском, Кубинском, Гёкчайском, Агдашском и Ленкоранском районах. Их родовые подразделения носили следующие названия: казаклар, кызыл казаклар, йы-гарджы казаклар, казаклы, казак-беглилер, шейихлилер (коюнлулар), казак-рехинлер, салахлылар.
Этнореликтами же этих племен у кумыков Дагестана и Северного Кавказа являются некоторые древние кумыкские роды и объединения типа тарковцев, туркалинцев, эр-пелинцев и др., а также целый ряд этнотопонимов на территории современного расселения кумыков от Дербента на юге и до Моздока на севере. Показателен и факт существования в кумыкском фольклоре целого жанра "къазакъ йыров", время зарождения которых ряд специалистов относит ко времени существования на Северном Кавказе Хазарского каганата и хазарского союза племен (Аджиев А.М. У золотых родников. Махачкала. 1980; Алиев С.М. Асрулар сезе гелген асыл сёз. Махачкала. 1989).
Продолжение следует